Экологическая семилетка КрАЗа

Экологическая семилетка КрАЗа

Представители компании «РУСАЛ» презентовали губернатору Александру Уссу и правительству Красноярского края беспрецедентный проект экологической перестройки Красноярского алюминиевого завода. Реализацию этого проекта инициировал в свое время основатель компании Олег Дерипаска.

«ЭкоСодерберг» внедрен – что дальше?

Если вкратце остановиться на сути проекта, то она такова. На КрАЗе будет снесена половина старых корпусов, возведенных в советское время. Вместо них будут построены новые цеха, в которых установят разработанные специалистами РУСАЛа электролизеры РА-550. Они работают, используя самую современную, энергоэффективную и экологичную технологию обожженного анода.

Напомним, экологическая модернизация КрАЗа осуществляется с 2004 года. За это время инвестиции в переоснащение предприятия составили без малого 400 миллионов долларов. Только в 2020 году был завершен второй этап программы обновления алюминиевого завода – предприятие было полностью переведено на наилучшую доступную технологию «Экологический Содерберг». Самым важным достижением программы стало суммарное снижение выбросов в атмосферу с 91,3 тысячи тонн в год до 56,8 тысячи тонн – почти на 40 процентов.

Разумеется, РУСАЛ не собирался останавливаться на достигнутом. Были анонсированы третий и четвертый этапы экологической программы. Но все понимали, что существуют очень серьезные ограничения технологического характера.

Дело в том, что построенное во времена СССР предприятие было спроектировано под технологию того времени – классическую (и достаточно грязную в экологическом смысле) технологию Содерберга. Усилиями специалистов РУСАЛа технология была доработана до «Экологического Содерберга», позволившего существенно снизить вредные выбросы в атмосферу. Но признанный наилучшей доступной технологией «ЭкоСодерберг» практически исчерпал возможности совершенствования.

Миллиардная инициатива

Между тем в РУСАЛе продолжали разрабатывать новые мощные электролизеры на обожженном аноде. Они позволяют радикально уменьшить выбросы фторидов и полностью решить проблему выбросов бензопирена. Опытные испытания РА-550 были проведены на Саяногорском алюминиевом заводе.

Но старые корпуса КрАЗа не были рассчитаны на электролизеры нового типа – они просто туда не поместились бы. Поэтому, чтобы перейти на обожженный анод, необходимо сначала снести действующие корпуса, а затем на их месте построить новые. Затраты космические. Но и это еще не все. Необходимо решить комплекс сложнейших вопросов, связанных с временным выбытием части мощностей по производству алюминия. Напомним, речь идет о крупнейшем производителе крылатого металла в мире.

Поэтому озвученная на КЭФ-21 программа экологической перестройки четырех сибирских заводов вызвала большой резонанс. Правда, скептики утверждали, что обозначить планы на экономическом форуме – это одно, а перейти к их практической реализации – совсем другое.

Но РУСАЛ доказал серьезность намерений, представив краевым властям презентацию проекта реновации КрАЗа, с указанием конкретных сроков реализации – к концу 2028 года.

Что планируется выполнить за семь лет? Снести половину старых корпусов и построить новые, оснащенные электролизерами с обожженными анодами. За счет этого на 63 процента сократить производство алюминия по технологии «ЭкоСодерберг» и перевести две трети выпуска крылатого металла на обожженный анод.

Оценим инвестиционную составляющую проекта. В ближайшие 7 лет планируется вложить в экологическую реновацию КрАЗа 1,2 миллиарда долларов, то есть в три раза больше, чем за предыдущие 16 лет модернизации. При этом РУСАЛ не рассчитывает на государственные субсидии.

– Весь проект реализуется на коммерческие деньги, ни копейки государственных вливаний не предусмотрено, – заявил генеральный директор компании РУСАЛ Евгений Никитин. – Однако будут предоставлены госгарантии по программе, стимулирующей модернизацию российской промышленности. Строительство, по сути, нового производства на месте старых корпусов – процесс долгий, и банкам так спокойней кредитовать бизнес.

«Зеленая» экономика – реальность

Корпуса будут перестраивать постепенно, не прерывая выпуск алюминия. Это позволит сохранить объемы производства на прежнем уровне и избежать сокращений работников завода на период реновации. Объем производства на КрАЗе после перестройки завода не изменится. Он останется на уровне 1 миллион тонн алюминия в год.

Что даст реализация этого проекта красноярцам? По оценкам специалистов, в корпусах, где будут установлены электролизеры РА-550, выбросы фторидов снизятся в 3,5 раза. А бензопирена – вообще до нуля. Уже только одного этого достаточно для того, чтобы обеими руками поддержать программу РУСАЛа. Но есть и чисто экономические показатели, которые наглядно демонстрируют, что экологичные технологии могут быть еще и выгодными. В частности, расход электроэнергии на обожженных анодах снизится на 16,5 процента при производстве того же самого количества металла.

Крайне важно для Красноярского края и других сибирских регионов, что для реализации новой экологической программы РУСАЛа потребуется создать порядка 10 тысяч дополнительных рабочих мест в подрядных организациях, которые будут осуществлять работы по перестройке заводов. Кроме того, потребуется около 7,2 тысячи дополнительных рабочих мест для производства оборудования, а также примерно 1,2 тысячи рабочих мест на новых фабриках для производства обожженных анодов.

Получат заказы сотни российских предприятий и организаций, в том числе и представители малого и среднего бизнеса. Вкупе с улучшением экологической обстановки в городах присутствия РУСАЛа – доказательство того, что «зеленая» экономика – не фантазии, а абсолютная реальность.

– Для нас принципиально важно было в проектах перестройки алюминиевых заводов максимально учесть интересы сотрудников и бюджетные отчисления. Именно поэтому рассматривался только один вариант: перестройка заводов с полным сохранением коллективов и объемов производства на период строительства. И эту очень непростую задачу удалось решить, – подчеркнул Александр Дроздов, заместитель директора алюминиевого дивизиона РУСАЛа. – А это значит, НДФЛ, который идет в региональный бюджет, не только полностью сохранится в части самого КрАЗа, но и вырастет за счет отчислений компаний, которые будут задействованы на стройке, изготовлении материалов и оборудования. 1,2 млрд долларов, в которые оценивается перестройка КрАЗа, – это объем инвестиций, сравнимый со всеми вложениями в универсиаду.

Со своей стороны, губернатор Александр Усс дал высокую оценку инициативам РУСАЛа:

– Красноярский край по-прежнему остается регионом – лидером по производству и переработке алюминия. При этом мы говорим о гораздо более благоприятной экологической среде. Наша задача сделать так, чтобы эти планы как можно скорее воплотились в жизнь. Красноярцы ждут перемен в сфере экологии, и мы должны идти им навстречу.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности