Меню Поиск
USD: 73.1 +0.38
EUR: 86.65+0.24
№ 39 / 1315

Экологическая семилетка КрАЗа

Представители компании «РУСАЛ» презентовали губернатору Александру Уссу и правительству Красноярского края беспрецедентный проект экологической перестройки Красноярского алюминиевого завода. Реализацию этого проекта инициировал в свое время основатель компании Олег Дерипаска.

«ЭкоСодерберг» внедрен – что дальше?

Если вкратце остановиться на сути проекта, то она такова. На КрАЗе будет снесена половина старых корпусов, возведенных в советское время. Вместо них будут построены новые цеха, в которых установят разработанные специалистами РУСАЛа электролизеры РА-550. Они работают, используя самую современную, энергоэффективную и экологичную технологию обожженного анода.

Напомним, экологическая модернизация КрАЗа осуществляется с 2004 года. За это время инвестиции в переоснащение предприятия составили без малого 400 миллионов долларов. Только в 2020 году был завершен второй этап программы обновления алюминиевого завода – предприятие было полностью переведено на наилучшую доступную технологию «Экологический Содерберг». Самым важным достижением программы стало суммарное снижение выбросов в атмосферу с 91,3 тысячи тонн в год до 56,8 тысячи тонн – почти на 40 процентов.

Разумеется, РУСАЛ не собирался останавливаться на достигнутом. Были анонсированы третий и четвертый этапы экологической программы. Но все понимали, что существуют очень серьезные ограничения технологического характера.

Дело в том, что построенное во времена СССР предприятие было спроектировано под технологию того времени – классическую (и достаточно грязную в экологическом смысле) технологию Содерберга. Усилиями специалистов РУСАЛа технология была доработана до «Экологического Содерберга», позволившего существенно снизить вредные выбросы в атмосферу. Но признанный наилучшей доступной технологией «ЭкоСодерберг» практически исчерпал возможности совершенствования.

Миллиардная инициатива

Между тем в РУСАЛе продолжали разрабатывать новые мощные электролизеры на обожженном аноде. Они позволяют радикально уменьшить выбросы фторидов и полностью решить проблему выбросов бензопирена. Опытные испытания РА-550 были проведены на Саяногорском алюминиевом заводе.

Но старые корпуса КрАЗа не были рассчитаны на электролизеры нового типа – они просто туда не поместились бы. Поэтому, чтобы перейти на обожженный анод, необходимо сначала снести действующие корпуса, а затем на их месте построить новые. Затраты космические. Но и это еще не все. Необходимо решить комплекс сложнейших вопросов, связанных с временным выбытием части мощностей по производству алюминия. Напомним, речь идет о крупнейшем производителе крылатого металла в мире.

Поэтому озвученная на КЭФ-21 программа экологической перестройки четырех сибирских заводов вызвала большой резонанс. Правда, скептики утверждали, что обозначить планы на экономическом форуме – это одно, а перейти к их практической реализации – совсем другое.

Но РУСАЛ доказал серьезность намерений, представив краевым властям презентацию проекта реновации КрАЗа, с указанием конкретных сроков реализации – к концу 2028 года.

Что планируется выполнить за семь лет? Снести половину старых корпусов и построить новые, оснащенные электролизерами с обожженными анодами. За счет этого на 63 процента сократить производство алюминия по технологии «ЭкоСодерберг» и перевести две трети выпуска крылатого металла на обожженный анод.

Оценим инвестиционную составляющую проекта. В ближайшие 7 лет планируется вложить в экологическую реновацию КрАЗа 1,2 миллиарда долларов, то есть в три раза больше, чем за предыдущие 16 лет модернизации. При этом РУСАЛ не рассчитывает на государственные субсидии.
– Весь проект реализуется на коммерческие деньги, ни копейки государственных вливаний не предусмотрено, – заявил генеральный директор компании РУСАЛ Евгений Никитин. – Однако будут предоставлены госгарантии по программе, стимулирующей модернизацию российской промышленности. Строительство, по сути, нового производства на месте старых корпусов – процесс долгий, и банкам так спокойней кредитовать бизнес.

«Зеленая» экономика – реальность

Корпуса будут перестраивать постепенно, не прерывая выпуск алюминия. Это позволит сохранить объемы производства на прежнем уровне и избежать сокращений работников завода на период реновации. Объем производства на КрАЗе после перестройки завода не изменится. Он останется на уровне 1 миллион тонн алюминия в год.

Что даст реализация этого проекта красноярцам? По оценкам специалистов, в корпусах, где будут установлены электролизеры РА-550, выбросы фторидов снизятся в 3,5 раза. А бензопирена – вообще до нуля. Уже только одного этого достаточно для того, чтобы обеими руками поддержать программу РУСАЛа. Но есть и чисто экономические показатели, которые наглядно демонстрируют, что экологичные технологии могут быть еще и выгодными. В частности, расход электроэнергии на обожженных анодах снизится на 16,5 процента при производстве того же самого количества металла.

Крайне важно для Красноярского края и других сибирских регионов, что для реализации новой экологической программы РУСАЛа потребуется создать порядка 10 тысяч дополнительных рабочих мест в подрядных организациях, которые будут осуществлять работы по перестройке заводов. Кроме того, потребуется около 7,2 тысячи дополнительных рабочих мест для производства оборудования, а также примерно 1,2 тысячи рабочих мест на новых фабриках для производства обожженных анодов.

Получат заказы сотни российских предприятий и организаций, в том числе и представители малого и среднего бизнеса. Вкупе с улучшением экологической обстановки в городах присутствия РУСАЛа – доказательство того, что «зеленая» экономика – не фантазии, а абсолютная реальность.
– Для нас принципиально важно было в проектах перестройки алюминиевых заводов максимально учесть интересы сотрудников и бюджетные отчисления. Именно поэтому рассматривался только один вариант: перестройка заводов с полным сохранением коллективов и объемов производства на период строительства. И эту очень непростую задачу удалось решить, – подчеркнул Александр Дроздов, заместитель директора алюминиевого дивизиона РУСАЛа. – А это значит, НДФЛ, который идет в региональный бюджет, не только полностью сохранится в части самого КрАЗа, но и вырастет за счет отчислений компаний, которые будут задействованы на стройке, изготовлении материалов и оборудования. 1,2 млрд долларов, в которые оценивается перестройка КрАЗа, – это объем инвестиций, сравнимый со всеми вложениями в универсиаду.
Со своей стороны, губернатор Александр Усс дал высокую оценку инициативам РУСАЛа:
– Красноярский край по-прежнему остается регионом – лидером по производству и переработке алюминия. При этом мы говорим о гораздо более благоприятной экологической среде. Наша задача сделать так, чтобы эти планы как можно скорее воплотились в жизнь. Красноярцы ждут перемен в сфере экологии, и мы должны идти им навстречу.

№ 39 / 1315

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения




Свежий выпуск

Видео