В красноярской школе № 137 состоялся пробный единый государственный экзамен по истории. Сдавали его родители будущих выпускников, а вместе с ними – министр образования края Светлана Маковская и журналисты краевых СМИ, в числе которых был и наш корреспондент.
Случай не поможет
Еще дома, собираясь на экзамен, решил: не буду изображать из себя великого знатока истории, тем более что я ее и не знаю – в школе преподавали кое-как, а потом восполнять пробелы было некогда. Поэтому цифры в клеточках буду ставить наобум – интересно, что из этого выйдет? Можно ли «методом тыка» набрать хоть какое-то количество баллов?
Забегая вперед, скажу: можно, теорию вероятности никто не отменял. Но какой смысл? Все равно вы со своими 10–20 случайными баллами никуда не поступите. Надо набрать хотя бы 70. А лучше – сто из ста. Но такие случаи единичны.
Предыдущие три года на пробном ЕГЭ сдавали русский язык. А в этом решили для разнообразия попробовать историю России. Так что мне не повезло. Был бы ЕГЭ по русскому, я бы дал жару. А с историей – только жар стыда за свое невежество.
Всего экзамен сдавали 30 взрослых людей. Не считая двух-трех мужчин журналистов, пришел всего один папа. Остальные – мамы.
Пресс-служба краевого минобра нас предупредила, что процедура сдачи экзамена будет точно такая, как у детей. Вплоть до мелочей. Чтоб мы прочувствовали. С одной только разницей: дети сдают ЕГЭ по истории три с половиной часа, а мы – всего 40 минут. Вопросов у нас было меньше, но все они из реальных экзаменационных билетов. Если у детей максимальное количество баллов 100, то у нас – 28.
Начитавшись в интернете страшилок про ЕГЭ, шел я туда с любопытством. Но ни злобных овчарок, ни полицейского спецназа с дубинками и наручниками в школе не увидел. Нас встречали педагоги с приветливыми лицами. Такие бывают у хирургов перед сложной операцией: мол, ничего, батенька, жить будете.
Строго и секретно
Заставили сдать вещи в гардероб – прежде всего мобильные телефоны и любые электронные устройства. А также блокноты и всякую мелочь, куда можно спрятать шпаргалку. Пришлось пройти через рамку металлоискателя.
Экзаменующихся рассадили в двух аудиториях, и нам были прочитаны строгие инструкции – что можно и чего нельзя. Нельзя, например, одному выходить в туалет – только с сопровождающим. Нельзя разговаривать друг с другом. Нельзя уносить с собой черновики – все бумаги сдаются.
Потом принесли какой-то электронный ключ на флешке, вставили ее в компьютер, затем с трепетом открыли опечатанный конверт, в котором был диск с заданиями. Предупредили, что мы все находимся под видеонаблюдением, причем мы не знаем, кто за нами наблюдает – возможно, даже кураторы из Москвы.
Все это, как я понял, призвано было подчеркнуть серьезность момента и кристальную честность процедуры ЕГЭ – смотрите, никто задания заранее узнать не может. Злые люди не украдут их накануне и не смогут продать ответы никому. Коррупция не пройдет. А ведь и правда – не проходит, защитные меры работают. Иначе «стобалльников» у нас можно было бы косой косить, а их каждый год – кот наплакал.
Потом здесь же распечатали задания на нескольких листах и раздали их нам. И тут у меня появился какой-то ученический трепет. Сам не ожидал. Нет, не мандраж и не страх (лет 40 назад отбоялся), а именно трепет, как в школе перед настоящим экзаменом. М-да… Некоторые травмы не заживают всю жизнь – стоит только ткнуть в нужное место, и боль оживет.
Я забыл свою установку – отвечать наобум. И взялся отвечать серьезно, пытаясь извлечь из поросших мхом извилин жалкие крупицы исторических знаний.
«Поставьте рядом события, явления и имена исторических личностей». Ну, это, как говорит мой сын, легкотня. Иван Грозный – опричнина. Полтавская битва – Петр Первый. XX съезд КПСС – Хрущев, и т. д.
А вот изображение почтовой марки сталинских времен, посвященной 30-летию советского кинематографа, и цифры на ней: 1919–1949. Рядом – афиши четырех фильмов. Вопрос: какие из них были сняты в указанный период? На одной изображен Владимир Высоцкий, на другой – «Москва слезам не верит». Отметаем. Остаются «Броненосец Потемкин» и «Веселые ребята». Бинго! Интересно, а школьники на уроках изучают и историю отечественного кино? Или это вопрос на общую эрудицию?
Надо учить теорию!
Однако дальше были вилы. Пошли вопросы, где общей эрудицией не отделаешься. Имена и события, привязанные к датам… Этого я не знал. А если что и знал, то забыл напрочь. Вот карта со стрелками – какая-то битва. Какая? Кто полководец? Какой город обозначен цифрой? Да бог его знает. Оказалось потом, что Куликовская. Дмитрий Донской. Коломна.
Дальше – все так же печально. И коллеги Саши Григоренко рядом нет, чтобы подсказать, он умный.
Думал, выеду на творческой части – там надо было написать мини-сочинение об историческом периоде «1985–1991 годы». Да я на эту тему лекцию могу часа на два закатить! Однако времени уже не было ни на что. Нацарапал кратко и быстро: Горбачев, Пленум ЦК, перестройка, гласность, Ельцин, путч, развал СССР…
Через час нам вернули наши листки с пометками преподавателей. Про даты, имена и говорить нечего, там все было красное. А в творческой части замечания: не указана роль личности; отсутствуют причинно-следственные связи; не показано влияние… бла-бла-бла…
Мне бы еще полчаса, я бы вам все рассказал, бумаги бы не хватило.
Восемь баллов из 28. Это даже не тройка. Это позор. Максимального количества баллов не набрал никто. У остальных – 10… 15…
Министр образования деликатно ушла от вопроса журналистов о своих баллах, но организаторы заверили, что работа написана «на твердую четверку». Учитывая, что по специальности в дипломе Светлана Маковская преподаватель физики, а школу она окончила много лет назад, – это достойный результат.
Несмотря на свои унылые показатели, хочу сказать: не так страшен черт, как его малюют. Абсолютно согласен со Светланой Маковской: любой ребенок, добросовестно учившийся в школе 11 лет, способен сдать ЕГЭ по истории на высокий балл. Не так уж и сложно выучить две-три сотни имен, событий и фактов. Было бы желание. Никаких заковыристых вопросов я в тестах не заметил. Нужны только знания и еще раз знания. А последние два года в школе ученики тем и занимаются, что тренируются сдавать ЕГЭ.
Пойду-ка я почитаю Соловьева, Ключевского и Костомарова. Вдруг еще раз придется сдавать?
СПРАВКА
– Мероприятие прошло в рамках всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями». Она проводится четвертый год подряд по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В 45 муниципалитетах Красноярского края более 1,1 тысячи родителей выпускников сдадут пробный экзамен по истории.
– ЕГЭ по истории не входит пока в число экзаменов, обязательных для всех, его можно не сдавать, на получение аттестата это не повлияет. Предмет в качестве профильного выбирают только те, кто идет в гуманитарный вуз, где эта дисциплина требуется при поступлении. Например, на юрфак.
Фото Олега КУЗЬМИНА