Железная дорога и город Боготол – это как дерево и корни, как слова и мелодия песни. Друг с другом они связаны неразрывно. Не надумал бы царь-батюшка проложить рельсы из конца в конец России, не было бы и Боготола, который начинался как одна из станций Транссиба.
Город, расположенный по обе стороны великой российской магистрали, начинается с симпатичного, довольно просторного и ухоженного железнодорожного вокзала. От привокзальной площади идет главная улица – Кирова. Неподалеку расположены администрации – городская и районная, основные государственные учреждения, автовокзал.
Сам Боготол неожиданно уютный, ухоженный и зеленый, он производит впечатление современного города. Многоэтажки советской постройки соседствуют здесь с крепкими старинными избами и дореволюционными каменными зданиями – все-таки история города уходит в позапрошлый век.
Недалеко от вокзала находится музей железной дороги с очень интересной экспозицией и неизменным паровозом у входа – традиция. На стендах – уникальные исторические документы. Особенно впечатляют те, которые рассказывают о железнодорожных династиях: в Боготоле есть семьи, где общий стаж работы на магистрали (деды, прадеды, отец, сыновья) насчитывает более 300 лет. Например, семьи Петра Федоренко и Геннадия Ганюшкина – оба кавалеры ордена Ленина.
Боготол – не просто станция на Транссибе, где останавливаются все пассажирские поезда. Это крупный железнодорожный узел, здесь находится много специальных служб, благодаря которым дорога может полноценно работать: локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, связи, энергоснабжения. Есть вагоноремонтный завод. На железнодорожных предприятиях трудится примерно четверть населения города.
Словом, побывать здесь и не встретиться с железнодорожниками, людьми в городе уважаемыми, было бы большим упущением. Одно из лучших предприятий КрасЖД – Боготольская дистанция электроснабжения. Здесь нас встречает Сергей Чудопалов, заместитель начальника.
– Главная наша задача – обеспечить непрерывную подачу электроэнергии на поезда, они ведь работают на электрической тяге. В сутки через наш участок проходит 60 пар поездов. В нашу зону ответственности (204 километра, от Мариинска до Ачинска) входит шесть районов контактной сети, пять тяговых подстанций, два сетевых района. Есть ремонтно-ревизионный и ремонтно-механический цеха. Работа всех подразделений координируется из энергодиспетчерского пункта, – объясняет специалист.
Боготольская дистанция электроснабжения – это западные энергетические ворота Красноярской железной дороги. На предприятии сегодня работает 185 человек – электромонтеры, механики, старшие механики, начальники цехов.
От них зависит состояние контактной сети, сложного трансформаторного хозяйства, многочисленной автоматики, вспомогательного оборудования. Работа очень ответственная: не будет электричества – дорога встанет, а каждая минута простоя – огромные убытки.
На устранение последствий аварий и поломок (иногда провода рвутся от штормого ветра или металл не выдерживает нагрузок) бригадам ремонтников дается по нормативам не более часа. Они дежурят круглосуточно. Даже после окончания рабочего дня, в праздники и выходные – всегда на связи. Не дай бог что-то случилось – собираются за 20 минут, садятся в автомотрису (это такая железнодорожная вахтовка, которая движется по рельсам) и мчатся к месту аварии, чтобы в кратчайшие сроки снова дать энергию поездам.
Марина Глебова – энергодиспетчер восточного крыла Боготольской дистанции электроснабжения. На пульте и на мониторе она видит все энергетическое хозяйство вверенного ей участка дороги и может управлять им. Марина – выпускница института инженеров железнодорожного транспорта. Первая женщина-диспетчер на предприятии за последние 15 лет. Этот ответственный пост ей доверили не сразу, после вуза пришлось три года поработать электромехаником на подстанции.
Фото автора, из фондов Боготольского краеведческого музея и районной централизованной клубной системы, пресс-службы администрации г. Боготола