Эта скромность только во вред

В каких случаях пациентов с четвертой стадией онкологии можно вылечить

Эта скромность только во вред В каких случаях пациентов с четвертой стадией онкологии можно вылечить
Фото Александра Купцова

В лидерах во всем мире – и Красноярский край не исключение – числится колоректальный вид рака, о котором мы имеем очень смутные представления. Многие стесняются обратиться к врачу, даже если уже замечают что-то неладное. Что уж говорить про начальные стадии онкозаболевания прямой кишки, протекающие бессимптомно.

После 45 – на колоноскопию

– Увеличение продолжительности жизни, курение, неправильное питание, когда употребляем много жирной и жареной пищи и мало растительной, привело к тому, что рак прямой кишки сейчас входит в пятерку самых распространенных онкозаболеваний, – поясняет Владимир Беляев, врач-онколог отделения онкоколопроктологической хирургии Красноярского краевого клинического онкологического диспансера им. А. И. Крыжановского. – Плюс появились более совершенные возможности диагностики. Если в 90-е годы у нас в стране каждый год выявляли 45 000 человек с колоректальным раком, то сейчас их уже 65 000.

Диагноз, конечно, неприятный: вовремя не обнаруженная опухоль постепенно прорастает в слизистую и порой достигает таких размеров, что фактически перекрывает просвет кишки, дает метастазы в печень и легкие.

Но есть простой и дешевый способ обследования, который помогает установить диагноз именно тогда, когда еще ничего не болит. Это анализ кала на скрытую кровь, который назначают в процессе диспансеризации после определенного возраста. Если он положительный – можно заподозрить: причиной стала опухоль. Но бывает, что кровь появляется из-за трещины или геморроя, который никогда в рак не переходит.

Если вам уже исполнилось более 45 лет, лучше всего пройти колоноскопию – исследование кишки с помощью специального аппарата, который выводит изображение на экран и дает возможность врачу хорошо рассмотреть слизистую.

Если замечен подозрительный участок – можно тут же взять ткань на биопсию. Нередкой находкой в процессе становится небольшое новообразование – полип. Его обязательно удаляют с помощью специальной петли, которая вводится через колоноскоп. Почему? Потому что врачи уверены: убрал полип – спас пациента от рака.

Крошечное образование в редких случаях содержит раковые клетки, а вот вероятность того, что их найдут в полипе размером 4–5 сантиметров, составляет примерно 70 %.

– Рак почти никогда не появляется на ровном месте, – отмечает Владимир Беляев, – в основном онкозаболевания возникают при перерождении полипа. В среднем процесс трансформации доброкачественных клеток в злокачественные занимает около пяти лет. И колоноскопию советуют проходить не реже одного раза в пять лет. Если в итоге мы нашли единичные клетки, то на этом можно остановиться. Но если отмечена инвазия – прорастание в ткань кишки, – то показана операция по ее частичному удалению. Благодаря внедрению лапароскопических вмешательств это можно сделать через небольшие разрезы – в случае, если речь идет о ранних стадиях. Но что касается рака прямой кишки, то примерно в 30–35 процентах случаев в процессе операции приходится выводить колостому – специальный резервуар, в котором собирается кал. Другого выхода нет. Правда, из этого количества примерно у 70 % пациентов колостомы временные, то есть потом их уберут. Кроме того, есть современные модели, которые позволяют жить полноценно, не испытывая дискомфорта, – нормально работать, заниматься спортом.

Определить мутации

Если у родственника был диагноз «рак прямой кишки», нужно установить, не идет ли речь о семейном диффузном полипозе, при котором количество полипов исчисляется сотнями. Причина – в нарушении на генном уровне. Проктологи чаще всего дают рекомендацию удалять все отделы толстой кишки, где есть полипы. Только таким радикальным методом можно предотвратить рак.

– На первой стадии прогноз благоприятный – около 90 процентов пациентов живут пять и более лет, а вот при третьей – только 45 процентов, – говорит Владимир Беляев. – Однако в целом смертность существенно сократилась – если сравнивать даже с тем, что было 20-25 лет назад. Улучшилось качество лечения, хирургического в том числе. Применяем химиотерапию, таргетную терапию, иммунотерапию. Что касается четвертой стадии, то раньше пациенту давали полгода или год жизни максимум. Сейчас, когда есть единичные метастазы в печень или легкие и их можно удалить, в определенном проценте случаев можно говорить о стойкой длительной ремиссии. Пациенты живут и пять, и шесть, и восемь лет без признаков прогрессирования. Причина еще в персонифицированном подходе: лечат не просто колоректальный рак, а пытаются определить вид опухоли, типы мутаций в клетке – этим занимается наш молекулярный отдел онкоцентра – и потом воздействовать на эти типы «поврежденных» клеток с помощью таргетной терапии. А именно применять препараты, которые блокируют сигнальные пути внутри мутирующих клеток, и они теряют возможность делиться.

При определенных видах опухолей хорошие результаты дает и иммунотерапия, которая помогает нашей системе иммунитета распознавать «плохие» клетки и уничтожать их.

– Раковые клетки образуются каждый день в организме, но наш иммунитет убивает их, – рассказывает Владимир Беляев. – Но уже доказано, что уныние, стресс обладают иммуносупрессивным действием. Поэтому у наших пациентов, которые радуются жизни, прогноз лучше.

 

«Надо жить захотеть»

Многие склонны считать, что рак из-за плохой экологии образуется. Но, например, Жирик Барсегович в живописнейшем районе края, Каратузском, уже почти полвека прожил. Вредных привычек не имеет. А в 2016 году в онкоцентре оказался. И сразу – четвертая стадия.

Несколько лет назад до этого он в Крым поехал, потом в Армению, к родным.

– Начались проблемы с кишечником, я решил, что из-за смены воды, – рассказывает мужчина. – А когда совсем плохо стало – на скорой забрали, отправили на колоноскопию. И вот она, опухоль! Поехал на операцию в Красноярск, там не только часть прямой кишки удалили, но и метастазы из печени вырезали. Я очень благодарен врачам – и Беляеву, и Несытых. Но от назначенной химиотерапии я, честно сказать, хотел вначале отказаться. Зашел в кабинет к Беляеву, а он: «Да мы вас с того света вытащили, проходите!» Выписали таблетки, дома принимал. И вот, слава Богу, уже четыре года все хорошо.

Врачам онкоцентра Жирик Барсегович благодарен. А вот на тех, к которым раньше ходил, обижается: «Да неужели нельзя было мне раньше сказать, что колоноскопию нужно делать, я бы даже за деньги прошел!»

Сейчас это исследование мужчина даже друзьям своим советует, и сам про него не забывает. Недавно опять пару полипов нашли и тут же удалили. Свой случай он называет настоящим чудом и теперь внимательно следит за здоровьем:

– Каждый день у меня гимнастика – не менее 40-50 минут, потом вечером – прогулка обязательно, если менее 20 градусов мороза. По совету людей ем косточки абрикоса: считается, что в нем содержится витамин В17, предотвращающий размножение раковых клеток. Постоянно пью зеленый чай с имбирем и куркумой. Зелени много ем – каждую весну высаживаю петрушку, укроп. Мясо красное не полезно – это я знаю, но шашлык немного все равно ем. А вообще надо жить захотеть – я так думаю!

Жирик Барсегович старается на своем диагнозе не зацикливаться. В местном клубе выступает, поет. А недавно клип записали, где он исполняет песню Кикабидзе «Пожелание». Правда, музыкального образования получить так и не удалось.

– Я хотел, но не получилось, – вспоминает Жирик Барсегович. – Отец с войны инвалидом вернулся. А я – старший сын. Еще школьником начал ездить на заработки. Но вообще у меня много грамот благодарственных за выступления. В арт-кафе когда собираются, мне песни заказывают. Пою. Людям нравится.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности