«Есть право помнить». Так назвали свою акцию поисковики края и красноярский музей «Мемориал Победы», тем самым подчеркивая, что ни один воин, павший на полях Великой Отечественной войны, не должен остаться в забвении. И важно установить судьбы погибших в боях, пропавших без вести – вернуть имена всем неизвестным героям.
Сохраняя память
В Красноярском крае 44 захоронения солдат, останки которых поисковые отряды отыскали на местах боев. Многие солдаты числились пропавшими без вести, и судьба их была неизвестна родным. Но были и такие, чьи имена выбиты на братских могилах. Историки говорят: не редкость, когда пропавшего бойца записывали погибшим, чтобы не портить жизнь его родственникам. А через десятилетия поисковые отряды восстанавливают историческую справедливость – находят останки на поле боя и устанавливают личность. И в этом случае он действительно возвращается домой – в свой город или деревню, откуда уходил на войну.

В прошлом году ребята-поисковики из красноярской региональной общественной молодежной патриотической организации «Вечный огонь» решили побывать на местах захоронения солдат, которых когда-то вернули домой с войны.
Поисковики передают останки солдат родственникам для захоронения, но сохраняется ли память о воинах в населенных пунктах, в которых они проживали, ухаживают ли за их могилами, нам было неизвестно, – рассказывает член Общественной палаты Красноярского края, директор красноярского музея «Мемориал Победы» Татьяна Ивлева. – И мы решили посетить захоронения воинов.
Так в 2024 году стартовал автопробег «Есть право помнить».
Общественники взяли с собой инструменты и краску, чтобы при необходимости привести в порядок воинские захоронения. Но они им не понадобились. Как говорят волонтеры, только в одном месте пришлось убирать траву с воинской могилы, за всеми остальными – достойный уход.
«Мой Коленька не похоронен»

Была у нас и еще одна цель: мы хотели поговорить с родственниками и собрать воспоминания о солдатах, которых отыскали на местах боев поисковики, – говорит Татьяна Ивлева. – Все эти истории оцифровываем и храним в базе данных «Мемориала Победы». Хотим, чтобы как можно больше людей узнали о них.
Конечно, в большинстве семей остались только внуки и правнуки солдата, но и они рассказывали поисковикам очень душевные истории о том, как ждали их бабушки своих мужей домой, как любили и страдали от отсутствия новостей о родном человеке.
Один из бойцов похоронен в деревне Торгинка Манско-Уярского муниципального округа. Населенный пункт уже давно не существует, долгое время числилась в нем одна жительница – жена пропавшего без вести солдата Великой Отечественной войны Евсея Ивановича Королева. Женщина до последнего часа ждала возвращения своего любимого. Как ни уговаривали уехать бабушку родственники, она не соглашалась:
Я должна быть здесь.

Когда ее уже не было в живых, в край пришло известие: нашли останки Королева. Тогда у родственников возник вопрос: куда их отвезти? И они приняли решение похоронить его в той же деревне Торгинка, в одной оградке с супругой, которая ждала своего Евсея всю жизнь.
Еще одна история связана с приметами, которые существовали в деревнях в 1940-х годах. В семье погибшего солдата передается история, как он, уходя на фронт, обошел всех соседей и занял немного денег. По поверью, если, уезжая, ты берешь в долг, обязательно вернешься, чтобы отдать его. В 1945 году мужчина не пришел домой, но именно по этим монеткам его отыскали на поле боя поисковики – сработал металлоискатель. И солдат вернулся домой, пусть и много лет спустя.
В Козульском муниципальном округе жена бойца до последнего не верила, что он погиб, хоть и получила похоронку с указанием места его могилы.
Родственники вспоминают: в комнате бабушки висел портрет мужа, она все время смотрела на него и причитала:
Мой Коленька не похоронен.
И даже после того, как старушку свозили на Синявинские высоты и показали братскую могилу, на которой выбита фамилия супруга, она, вернувшись домой, вынесла вердикт:
Мой Коленька не похоронен.
А спустя годы после ее смерти поисковики нашли останки «Коленьки» в роще Круглой Ленинградской области – он упал, сраженный пулей, бегущим в атаку с винтовкой в руках. Его останки похоронили рядом с женой.
А останки солдата из Ворогово Туруханского муниципального округа нашли с хранившейся на его груди прядью волос младшей дочери, которую он отрезал, уходя на фронт, и взял с собой (у него было пять дочерей). Каково же было удивление поисковиков, когда они обнаружили эту прядь в целости и сохранности.
Радость со слезами на глазах

Это лишь часть историй, от которых слезы наворачиваются на глаза.
Мы никогда не задумывались: с одной стороны – возвращение солдата домой – это радость, а с другой – похороны. Тем не менее все родственники погибших воинов в один голос говорили: они испытывали воодушевление, когда узнавали, что предок найден и будет возвращен на родину, – рассказывает Татьяна Ивлева. – И действительно, ведь он теперь не без вести пропавший и не неизвестный солдат, а свой родной, к которому можно прийти на могилу и почтить память.

Более шести тысяч километров, одиннадцать поездок, 36 населенных пунктов, 41 воинское захоронение (до некоторых общественники просто не смогли доехать: расположены они в Туруханском округе, куда только по реке можно добраться), множество встреч, бесед и историй.
Татьяна Ивлева удивляется:
Практически в каждом селе звучал вопрос: «А вы приедете еще?» А это значит, что родственникам погибших бойцов важно, чтобы об их солдатах помнила не только семья, но и другие люди.
В ноябре поисковики завершают акцию еще одной поездкой – в Железногорск, где похоронен летчик, погибший при перегоне самолетов по воздушной трассе Алсиб. Затем в Красноярске заедут на Троицкое кладбище – навестят пять экипажей героев неба. И пусть это уже другая история, не связанная с местами боев в Великой Отечественной войне, летчики, перегонявшие самолеты по «Дороге жизни» и отдавшие свои жизни ради общей победы, тоже герои. И у нас, их потомков, есть право и обязанность помнить о них.



