Занятия для 340 тысяч школьников и 75 тысяч студентов края уже несколько недель проводят удаленно. Сроки окончания беспрецедентного эксперимента по всеобщему дистанционному образованию, охватившему и крупные города, и деревушки в пару улиц, пока не решится назвать никто. Но подвести первые итоги его участники уже готовы. Это важно для понимания того, куда нам стоит двигаться дальше, что нужно менять, а что оставить. Уже сейчас очевидно: образовательный процесс не будет прежним. Как и отношение к педагогам многих родителей: ведь только теперь, занимаясь с собственным ребенком, они поняли, насколько это большой труд.
Нагуглил или сделал самостоятельно?
Яна Бурцаева, директор школы села Павловщина Сухобузимского района:
– Хорошая связь у нас появилась несколько месяцев назад, но из 94 учеников все равно есть шесть-семь, которые получают задания в почтовый ящик: нет у них ни нормальных телефонов, ни компьютеров. Потом ребенок может отнести выполненную работу на проверку в почтовый ящик учителя. Остальные работают дистанционно – пользуются платформой «Российская электронная школа», соцсетями. Конечно, первую неделю было очень тяжело, но сейчас привыкли, хотя полноценным такой формат не назовешь. Я сама преподаю физику. В 8 утра прихожу на работу и отправляю сообщение в общий чат: «Так, 11-й класс, просыпаемся, сегодня у нас тема такая-то, заходим на платформу, смотрим материал, если есть вопросы – давайте обсудим». Я вижу в системе выполненные задания, но не могу отследить: самостоятельно они сделали или просто «нагуглили». Это, конечно, большой минус. Но у нас деток мало, и мы примерно знаем, на что кто способен. Если есть подозрение – задаю дополнительные вопросы. Вообще мы заметили, что те дети, которые и раньше учились, и сейчас учатся нормально, а троечники подтверждают свои оценки. Думаю, опыт дистанционного обучения поможет нам впоследствии. К примеру, раньше ученик мог пропустить две-три недели, потом в школе сказать: «Я ничего не знаю, болел». Сейчас-то мы уже будем знать, как и чем его занять, чтобы он не отставал от школьной программы. Несмотря на все сложности, наши педагоги против досрочного окончания учебного года. Тем более что сейчас по программе во многих классах уже начинается повторение пройденного – того материала, который был изучен еще при обычном формате обучения.
Не учли, что папа и мама работают
Анна, мама ученика 2-го класса школы Ачинска:
– На сайте нашей школы есть кнопка «Дистанционное обучение», нажав которую можно войти в систему, где выложен учебный материал в текстовом виде (порой бывают ссылки на видео) и перечень заданий к каждому уроку. Самостоятельно освоить материал ребенку сложно.
Получается, что роль учителя должны взять на себя родители. Но мы с мужем оба работаем, и сын вынужден заниматься один. В итоге он сидит за компьютером несколько часов подряд – с 9 до 15, а то и до 16 часов. Во-первых, это вредно для здоровья. А во-вторых, очевидно, что часть из этого времени он занимается всем, чем угодно, только не уроками – я на днях посмотрела «историю» в браузере, и у нас был очень серьезный разговор. По каждому уроку нужно изучить учебный материал и выполнить задания. Вначале их было очень много: и те, что считаются «классными», и те, что относятся к домашней работе. Но недавно решили: тех, что школьники выполняют «в классе», вполне достаточно. Разумеется, не все задания ему понятны, и он просто бросает их, ждет, пока я приду и объясню. Был случай, когда внезапно его выкинуло «из системы». Ребенок позвонил мне, но чем я могу помочь? Ждал, пока с работы придет папа и подключит его вновь. Есть еще одна сложность. Все выполненные задания мы должны сфотографировать и отправить до 8 вечера – ресурс работает таким образом, что позднее сделать это уже невозможно. Но мой рабочий день заканчивается только в семь вечера, дома я не ранее 19:30. За полчаса мне нужно быстро проверить сделанное, завершить то, что не успел или не смог, и быстро отправить. Не всегда это получается.
Без практики не обойтись
Ирина Соловьева, проректор по учебной работе КГМУ:
– В соответствии с существующим образовательным стандартом получить медицинское образование «удаленно» невозможно. Не существует дистанционных форм для тех, кто хочет стать невропатологом или педиатром. Но в сложившейся ситуации есть возможность обучать студентов: на нашем сайте выложено около тысячи лекций и примерно такое же количество записей по приобретению практических. Наш сайт дает возможность отследить выполнение заданий студентами: к примеру, после просмотра лекции или практического занятия нужно будет ответить на вопросы. Обучение проходит с помощью компьютеров и телефонов. Если кто-то из студентов проживает там, где нет устойчивого сигнала сети, им рекомендовали остаться в Красноярске и не уезжать домой. Предполагаем, что после того, как ситуация изменится, неосвоенную часть практических навыков можно будет отработать на клинических базах.
Стать полезным для своего ребенка
Елена Чиганова, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:
– Раньше система дистанционного обучения была предназначена для одаренных детей и тех, кто в силу особенностей здоровья не имел возможности посещать занятия в обычном режиме. И педагога учили использовать другие источники информации – но все это было на уровне пилотных проектов. Мы говорили о построении новой образовательной среды: о том, что нужно выходить за пределы классной комнаты, менять и способы преподавания, и способы коммуникации с учеником. Сегодняшней ситуации никто не ожидал. И, несмотря на то что возникли определенные сложности, я бы относилась к этому времени как к уникальному – именно сейчас мы можем увидеть какие-то проблемы и найти пути их решения, чтобы изменить систему обучения к лучшему.
Родителям эта ситуация поможет осознать свою меру ответственности за обучение ребенка. Несмотря на занятость, они должны научиться быть полезными своему ребенку. В семьях может появиться навык совместной работы: найти нужный источник информации, помочь решить задачу. Я не хочу, чтобы это звучало сейчас как обвинение. Я говорю о возможности смены уже сложившейся культуры общения: можно вместе совершить виртуальную экскурсию по музею, прочесть книгу. Родителям по силам мотивировать детей к новым знаниям, к расширению кругозора.
Да, нам необходимо многое скорректировать.
Уже сейчас можно сказать: нужно изменить содержание и объем домашних заданий. Есть задания тренажерного типа – и от них никуда не уйти, а есть вещи, которые «ставят» мышление, и, на мой взгляд, именно таких заданий – исследовательского, проектного характера – тех, которые побуждают ребенка учиться думать и анализировать, должно стать больше.
Требует реформирования и система оценивания. Двойки – это в сложившейся ситуации, на мой взгляд, нонсенс. И я бы категорически запретила ставить тройки: когда объяснение нового материала идет вот в таком онлайн-режиме, когда учитель не имеет возможности понять, в чем конкретно возникли затруднения с освоением материала.
Еще нужен учебный материал совершенно иной начиная со средней школы. Уже недостаточно сказать просто: прочитай параграф учебника. Сейчас дети могут находить различные онлайн-курсы, читать материалы исследований, которые есть в сети. По каждому предмету должен быть сформирован референтный список дополнительного учебного материала, полезный, вызывающий больший интерес к учебе, связанный с современной жизнью.