В необычной ситуации мы встречаем святой для каждого россиянина праздник – День Победы. Жизнь как будто приготовила серьезное испытание для внуков и правнуков тех, кто 75 лет назад победил фашизм, подарив свободу и будущее жителям многих стран планеты. В том, что наши деды совершили в годы Великой Отечественной войны настоящий подвиг планетарного масштаба, могут сомневаться лишь люди, стремящиеся фальсифицировать историю.
В России по-прежнему реализуется принцип: «Никто не забыт и ничто не забыто». К 75-летию Победы многое было сделано, чтобы отдать дань уважения солдатам той войны, как живым (как же мало их осталось), так и павшим на фронтах Великой Отечественной.
Так, в течение длительного времени краевые парламентарии участвовали в проекте «Письма Победы» – читали в телеэфире письма времен войны, потому что, пока эти письма читают, наша память жива…
Проект Законодательного собрания, подготовленный при содействии Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, Красноярского краевого краеведческого музея и музея «Мемориал Победы», возвращает нас в «сороковые, роковые». За строчками писем – человеческие судьбы, боль и надежда, тоска по родным и неодолимая вера в победу. Эти послания – суровая правда, без ретуши и прикрас. В письмах с фронта и на фронт – история великого подвига народа, о чем мы должны помнить постоянно, а не только в связи со знаменательными датами. Тем более что нет в стране семьи, чьи представители не защищали Родину, не ковали победу в тылу и – увы – не оплатили бы победный 1945-й самой высокой ценой.
«Шел в атаку яростный 41-й год»
Проект «Письма Победы» открыло письмо, которое отправил своей дочери военный летчик Николай Дмитриевич Моржерин 19 ноября 1941 года. Заместитель председателя Законодательного собрания края Алексей Кулеш проникновенно зачитал послание в телеэфире:
Неля! Письмо твое от 22 сентября получил. За письмо и за розочку большое спасибо. Молодцы ребята, что помогаете фронту, чистите банки. Главное – учитесь хорошенько. После войны нам нужно будет много грамотных специалистов, инженеров, учителей, врачей, чтобы на свободной советской земле строить счастливую жизнь. Мы бьемся с фашистами ради того, чтобы вам жилось хорошо, свободно и счастливо…
Военный комиссар 243-й авиадивизии Николай Моржерин, как и многие, не дожил до Великой Победы – почти через год (в сентябре 1942-го) он погиб, защищая небо Ленинграда.
В проекте приняли участие многие депутаты, в том числе первый вице-спикер Сергей Попов, Егор Бондаренко, Евгений Петренко.
Зампредседателя комитета по бюджету и экономической политике Вера Оськина зачитала в телеэфире строки из письма матери к нашему земляку Ефиму Семеновичу Белинскому:
Добрый день или вечер, мой любимый сын! Могу сообщить, что наши горняки выполнили годовой план к 25 сентября и получили премию по тресту «Союззолото» и переходящее Красное знамя. Ждем с нетерпением конца войны и тебя, любимый наш, целого и невредимого. А впрочем, родной мой, какой бы ты ни был, ты для нас всегда будешь дорог и мил. Пиши как можно чаще, а то я от тревоги сойду с ума.
Но вернуться домой Ефиму Белинскому не довелось. Уроженец станции Заозерная (Рыбинский район) погиб 16 декабря 1944 года – во время выполнения разведзадания в Литве он повторил подвиг Александра Матросова, закрыв собой амбразуру дзота, за что посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Из Ленинграда – в Канск
Считается, что у войны – не женское и уж точно не детское лицо. Но она никого не щадила. Среди писем, которые озвучили депутаты, были и адресованные Ирине Илларионовне Киршфельд, врачу яслей № 130 Ленинграда – в 1942-м ребят из города на Неве эвакуировали в Канск. Доктор стала руководителем детского дома, а после снятия блокады вместе с малышами, у которых были живы отцы и матери, вернулась в Ленинград, – другие дети остались в Сибири, выросли и, будем надеяться, нашли здесь вторую родину.
Одно из писем, адресованных доктору Киршфельд, от Елены Андреевны Макеенок (отправлено 11 марта 1943 года из Ленинграда) зачитала депутат Марина Добровольская:
Вам пишет мать Вити Макеенок (эвакуированного из г. Ленинграда 7 сентября 1942 года), он 1940 года рождения. Я вас прошу от всего своего материнского сердца сообщить мне подробности о моем сыне. Напишите, как он себя чувствует, веселенький или скучный, не болел ли чем, вспоминает ли маму и папу или совсем забыл, как он кушает. Я работаю на заводе, помогаю больше изготавливать оружия для разгрома этого людоеда Гитлера.
Очень много пережила и как сама осталась жива, не знаю: нахожусь временно в разлуке с сыном, муж сражается на фронте с первого дня войны, от него нет известий. Но я все же не падаю духом и буду бороться до победного конца.
Еще одно письмо доктору Киршфельд прислала 21 апреля 1943 года Наталья Васильевна Степанова, мама юной Инны, – его зачитала председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова:
О, какой у меня сегодня счастливый день, знали бы вы! Если все так, как вы пишете, то я очень рада за дочь и большое спасибо вам. Я здесь, на фронте, буду мстить за весь наш народ, за вас и наших детей. Я не так давно вышла из госпиталя, была ранена в левое бедро. Сейчас чувствую себя хорошо. Муж тоже был ранен и не скоро вернется в строй, у него уже пятое ранение за время войны. На моем боевом счету 45 фашистских гадов, и обещаю увеличивать счет. Поцелуйте за меня Инночку крепко-крепко, тысячу раз спасибо за вашу заботу.
Я так рада, что она у меня жива и здорова, и теперь еще крепче буду бить фашистскую сволочь, чтобы уничтожить всех до одного…
«Бью паршивых фрицев»
Принимает участие в проекте и председатель Законодательного собрания края Дмитрий Свиридов – он зачитает письма, которые прислал родным в Красноярск Виктор Федорович Завьялов (ушел на фронт добровольцем, несмотря на ходатайство председателя исполкома крайсовета об отсрочке):
Здравствуйте, мои дорогие! Я предполагаю, что письмо мое придет в новом, 44-м году, так что разрешите поздравить с Новым годом и новым счастьем. Письмо я ваше получил, но оно произвело на меня не совсем хорошее впечатление, – смерть отца, конечно, большой урон в нашей семье. Война без жертв не бывает, не знаю, как меня еще бог бережет. А 24-го числа получил письмо от Вадима, желает мне быть настоящим русским офицером, – желание его я выполню, бью паршивых фрицев как собак. Не буду давать им жизни, пока мины, снаряды и пушки меня не берут…
Виктор Завьялов не вернулся в родной Красноярск – умер в госпитале от тяжелых ран.
Мы знаем, что подобные истории есть практически у каждой семьи в Красноярском крае, – а ведь кроме передовой был еще и тыл, где женщины, старики и дети обеспечивали фронт всем необходимым. Забыть об этом значит предать память о людях, которые «приближали, как могли» Великую Победу.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Уважаемые жители Красноярского края!
Дорогие ветераны!
Примите наши самые теплые и искренние поздравления с 75-летней годовщиной Великой Победы!
За годы войны на фронт ушли практически полмиллиона красноярцев, а это каждый пятый житель края, из них почти более трети не вернулись.
Находясь глубоко в тылу, наш край оказался на передовой трудового фронта. Здесь в рекордные сроки были развернуты эвакуированные предприятия, военная и промышленная продукция которых была необходима армии.
Мы отдаем дань уважения и безмерно гордимся нашими земляками, пережившими и вынесшими все тяготы военного времени и внесшими неоценимый вклад в общую Победу. Они навсегда останутся для нас и наших потомков примером подлинного героизма и мужества!
От всей души желаем вам, уважаемые земляки, крепкого здоровья, долгих лет жизни, мира и благополучия в ваших семьях!
Депутаты Законодательного собрания Красноярского края