Когда твоему ребенку ставят серьезный диагноз, весь мир, с его громкими политическими скандалами, бесконечной гонкой за хорошей должностью и ее атрибутами, просто перестает существовать. Самочувствие ребенка, его лечащий врач, документы с результатами анализов – все, на что способен реагировать человек в данный момент. Это сложно понять, пока не переживешь сам. И насколько важно, чтобы в этот момент рядом были настоящие профессионалы – способные не только выполнить сложную операцию, но и поддержать, вдохновить на дальнейшую борьбу.
Родители маленьких пациентов детского нейрохирургического отделения 20-й больницы Красноярска, которому на этой неделе исполнилось 25 лет, это хорошо знают.
Вернули домой
Они приезжают из удаленных уголков Красноярского края, Хакасии, Тувы и даже Иркутской области. Нередко направление в детскую нейрохирургию становится их последней надеждой на спасение ребенка. А порой оно вообще меняет судьбу всей семьи.
Так и получилось с супругами из Тувы, которые несколько лет назад отдали свою долгожданную дочку из роддома… в детский дом.
Но что было делать? Еще во время беременности врачи сказали, что ребенок родится больной. А после родов заверили: в учреждении ей будет только лучше: множественные кисты, опухоль мозга – долго она не проживет, развиваться нормально не сможет, нужен особый уход, который родители, конечно, обеспечить не смогут …
Нашлись добрые люди, которые посоветовали отчаявшимся родителям обратиться в 20-ю больницу Красноярска. Здесь приняли малышку, врачи решились на сложнейшую операцию – вскрывали череп, работали с помощью микроинструментов, специальных оптических систем, увеличивающих объекты в 20–30 раз. Девочку спасли. Ее состояние особого опасения не вызывало, и вскоре ее забрали домой.
Сколько подобных – сложнейших случаев было за эти четверть века? Не сосчитать.
Дети с врожденными пороками развития костей черепа и позвоночника, опухолями головного и спинного мозга, черепно-мозговыми и спинальными травмами…На сегодняшний день детское нейрохирургическое отделение 20-й больницы – единственное подразделение, которое оказывает им круглосуточную экстренную и плановую специализированную помощь. Его врачи консультируют своих коллег, работающих в детских отделениях других учреждений.
Под контролем аппарата
Нередки случаи, когда маленьких пациентов доставляют в отделение санавиацией, потому что помощь профессионалов нужна немедленно.
В марте этого года 12-летнего мальчика привезли из Минусинска. По всем признакам у ребенка был геморрагический инсульт.
– При поступлении состояние ребенка было очень тяжелым: интенсивная головная боль, судороги, спутанное сознание, – рассказывала Ксения Руденко, детский нейрохирург. – Первым делом Егору сделали компьютерную томографическую ангиографию. Подтвердился диагноз: острое нарушение мозгового кровообращения по геморрагическому типу, внутрижелудочковое кровоизлияние, отек мозга. При этом на новом снимке обнаружили аневризму сосудов головного мозга, расположенную в труднодоступном месте.
Была выполнена операция – эндоваскулярная эмболизация аневризмы – буквально с ювелирной точностью: в бедренную артерию ребенка вставили катетер и под контролем ангиографического аппарата продвинули его к месту аневризмы. Через катетер в аневризму ввели микроспирали из платиновой проволоки. Ими полностью заполнили аневризматический мешок. На этом месте образовался сгусток крови, который полностью запломбировал полость аневризмы и выключил ее из кровообращения…
С точки зрения обычного человека – настоящее чудо. Но для врачей это пусть и тяжелая, но привычная работа. Нейрохирургам часто приходится быть настоящими виртуозами, в том числе когда речь идет о головном мозге и его сосудах, особенно у детей, – настолько точны, выверены должны быть движения тех рук, которые выполняют вмешательство.
В 2007 году отделение возглавил врач-нейрохирург Юрий Савельев, который сумел собрать вокруг себя блестящую команду профессионалов: Ивана Малыхина, Ксению Руденко, Олесю Давыдову, Николая Жукова, Инну Ческидову, врача-офтальмолога Елену Бахареву…
Пожелаем каждому из сотрудников детской нейрохирургии здоровья и душевных сил для такой непростой работы.