Ювенальные технологии – это возможность понять ребенка

Словосочетание «ювенальная юстиция» все чаще звучит с экранов телевизоров и со страниц газет. Между тем далеко не все до конца понимают, что это такое и каким образом ювенальная юстиция связана с проблемой детской преступности и насилия над детьми.

Ювенальные технологии – это возможность понять ребенка Словосочетание «ювенальная юстиция» все чаще звучит с экранов телевизоров и со страниц газет. Между тем далеко не все до конца понимают, что это такое и каким образом ювенальная юстиция связана с проблемой детской преступности и насилия над детьми.

Более того, у зарождающегося в России правового направления уже немало критиков, считающих, что не стоит применять чужие методы к аутентичным российским реалиям.
Квинтэссенция неприятия – образ школьника, подающего в суд на родителей, этакого современного Павлика Морозова. Между тем статистика свидетельствует о том, что жестокость по отношению к детям становится чуть ли не нормой жизни. Что же делать?
По мнению нашего собеседника, депутата Законодательного собрания Марины Назаровой, начинать надо не с юстиции, а с профилактики, не с судебных разборок, а с популяризации научных знаний о детской психологии среди населения.

– Марина Владимировна, какая проблема сегодня выходит на первый план: детская преступность или преступления против детей?

– Количество детей, пострадавших от посягательств со стороны взрослых, растет несколько лет подряд. За предыдущий год вдвое повысилось зарегистрированное количество насилия со стороны именно родителей. Не маньяк травмирует психику нашего ребенка, нападая из-за угла, а собственные родители.

В два с половиной раза выросло количество мам и пап, отказывающихся содержать своих детей. Опросы среди населения показывают, что менее половины опрошенных – 45 % – считают семью полностью ответственной за своего ребенка, 25 % уверены, что ответственность должна нести школа, 22 % перекладывают ответственность на органы милиции.
Как известно, насилие порождает насилие. Дети, испытывающие жестокое отношение, да еще и со стороны самых близких людей, вымещают боль и обиду на окружающих.

Именно поэтому одним из направлений деятельности партии «Единая Россия» является работа с детьми и подрастающим поколением, с семьями, где есть дети.
Мы вплотную сотрудничаем с комиссиями по делам несовершеннолетних всех уровней, уполномоченными по делам человека и делам ребенка в Красноярском крае.

– Конечно, прежде всего детьми должны заниматься родители. Но вот со стороны общества кто несет ответственность – милиция, школа?

– Знаете, вроде бы у нас много внимания уделяется детству, много участников, которые каждый в своей сфере что-то делает. Вместе с тем налицо межведомственная разобщенность. Отсутствие межведомственной координации и приведение общих усилий в единый вектор приводит к снижению эффективности вроде бы нужной работы.
Но проблема кроется не только в недостаточной координации. В большей степени структуры работают уже со следствием. Внимание на ребенка и его родителей обращается только тогда, когда проблемы уже начались. Постоянные драки или следы побоев стали видны окружающим. Их уже невозможно не увидеть.
По моему мнению, проблемы надо предупреждать, работать с причиной.
Одним из действенных способов профилактической работы, направленной на предупреждение преступлений, являются ювенальные технологии, например распространенные на Западе социально-психологические тренинги.

– А разве ювенальные технологии – это не те пресловутые процессы, когда ребенок в судебном порядке преследует собственных родителей?

– Не надо путать ювенальную юстицию с ювенальными технологиями. Юстиция – это судебная, карательная система. Технологии работают на поле профилактики, снижая необходимость вторжения силовых мер. Сегодня ювенальные технологии необходимо донести до самой широкой аудитории. Это особенно важно для российского общества, где воспитание ремнем, углом, криком и подзатыльником считается единственно верной схемой воздействия.
На данный момент в СФУ несколько факультетов – юридический, социально-правовой и психолого-педагогический – разрабатывают специальную программу, по которой будут сертифицированы тьюторы (наставники) из числа преподавателей университета. Планируется, что в течение текущего года они обучат 1 000 социальных педагогов из школ всех районов Красноярского края.
Педагоги, обученные ювенальным технологиям, смогут работать не только с неблагополучными подростками, но и со всеми школьниками. Кроме того, тренинги будут проводиться и на местных предприятиях, среди взрослых людей всех поколений, вне зависимости от наличия у них детей или внуков. Понимать психологию детей и подростков различных возрастных периодов должны уметь все.
В плюсе останутся и педагоги. Занятия с коллективами предприятий не станут очередной нагрузкой. Кроме социальной миссии педагоги, заключая контракт с институтом повышения квалификации работников образования, получат за проведение тренингов достойную оплату.
Кроме того, мы предполагаем, что сертифицированные специалисты войдут в комиссии по делам несовершеннолетних на местах, с новыми знаниями сделают работу комиссий эффективнее.

Популяризация ювенальных технологий поможет родителям лучше понимать мир своих детей, их мотивы к общению с внешним миром, мотивы к качеству обучения, их мечты и устремленность в будущее. Придать им правильный вектор развития, при необходимости получить квалифицированную консультацию у профессионального психолога.
Если данное направление начнет приносить положительные результаты, обучение пройдут и все другие специалисты, работающие с детьми.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи