За что убили Царя-освободителя

За что убили Царя-освободителя
Фото иллюстрации dhm.de

Один из печальных юбилеев нынешнего года – 140 лет со дня убийства террористами императора Александра II. Произошло это 1 марта по старому или 13-го по новому стилю 1881 года.

Прежде всего стоит заметить, что даже поверхностный взгляд на историю показывает одну очевидность: сама «профессия» монарха сопряжена с риском преждевременно лишиться жизни почти в той же степени, что и профессия солдата.

Монархи становились жертвами заговоров, дворцовых переворотов, народных восстаний, иноземных нашествий, погибали на войнах и от рук убийц-одиночек. Так было всегда и везде. Причин «гибели на посту» (помимо, разумеется, войны) долгое время было только две – желание власти и месть.

Однако в Новое время цареубийство становится частью социального проекта по коренному переустройству жизни, и к двум упомянутым причинам добавилась третья – монарха следует убить уже за то, что он монарх. Именно поэтому восставшая Франция отправила на гильотину Людовика XV. С Александром Николаевичем все намного сложнее…

Простой вроде бы вопрос: «За что убили Царя-освободителя?» имеет предельно широкий ответ – за все.

Все на что-то жалуются…

Его 25-летнее правление по количеству и значимости перемен можно сравнить разве что с эпохой Петра Великого. Вот их предельно краткий перечень:

  • отмена военных поселений, крепостного права,
  • финансовая реформа с учреждением Госбанка,
  • отмена рекрутского набора и переход на призывную армию;
  • создание новой судебной системы, по большому счету той, которая существует в наши дни;
  • создание сельского и городского самоуправления;
  • реформа высшего образования с фактическим самоуправлением университетов и среднего образования с созданием классических гимназий с углубленным изучением языков, естественных и точных наук.

Во внешней политике правление Александра II – это ликвидация последствий поражения в Крымской войне, возвращение Черноморского флота, завоевание и присоединение Средней Азии, Чечни, Черкесии, Карской области, Приморья и Приамурья, а также подавление очередного польского восстания, продажа Аляски, открытие духовной миссии в Японии, победа в новой турецкой войне, результатом которой стала независимость Сербии, Черногории, Румынии и половины Болгарии…

Наконец, с его именем связана первая попытка создания конституционной монархии.

По каждому из этих пунктов написаны тома, однако каждый советский школьник помнит, что они были «половинчатыми», даже «реакционными».

Ненависть, как и восторг, сопровождают любую радикальную перемену. Авраама Линкольна убил южанин в отместку за освобождение чернокожих рабов. Причин убить Александра было несоразмерно больше – ведь и сделал он неизмеримо больше.

Вместо одного, пусть и сильного, «раздражителя» таковых появилось великое множество, они гуляли по умам империи…

Вообще во всех слоях населения проявляется какое-то неопределенное, обуявшее всех неудовольствие, – писал глава царского правительства граф Валуев в 1879 году. – Все на что-то жалуются и как будто желают и ждут перемены.

Сам же император, по словам премьер-министра, стал усталым, нервным и вообще являет собой «коронованную полуразвалину», тогда как обстановка требует силы и бодрости.

Хотя есть и другой «словесный портрет» Александра, принадлежащий великому историку Василию Ключевскому:

Он заметно отличался от своих ближайших предшественников отсутствием наклонности играть царя… по возможности оставался самим собой и в повседневном, и в выходном обращении, говорил, как ни попало, первыми подвернувшимися словами, не заботясь о впечатлении, действовал, как находил нужным в данную минуту, не задумываясь много над последствиями. Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался.

Когда граф Валуев писал про «коронованную полуразвалину», на Александра уже было совершено четыре покушения, и в оставшиеся два года его жизни будет еще три. Полтора десятка лет, начиная с выстрела Каракозова в апреле 1866 года, император жил в усиливающейся уверенности, что рано или поздно его убьют. Валуев, видимо, «не понимал», что бодрости это не прибавляет.

Профессия – террорист

Еще одна радикальная перемена эпохи великих реформ – превращение политического террора в особую специальность. В советское время этих людей назовут «профессиональными революционерами». Сама динамика семи покушений на царя иллюстрирует становление «профессии».

Первые трое – мелкий дворянин Каракозов (1866), слесарь поляк Березовский (1867), сын коллежского регистратора, учитель Соловьев (1879) – имели связь с подпольными организациями, но по сути действовали в одиночку и по собственной инициативе.

Каракозову помешал попасть в царя толкнувший его крестьянин Осип Комиссаров, Березовский промахнулся, попав в царскую лошадь, и был схвачен. Соловьев, видимо, наученный опытом предшественников, месяцами упражнялся в стрельбе из револьвера, как уверяют, достиг снайперского уровня; в царя он сделал пять выстрелов, причем с близкого расстояния, и ни разу не попал.

Следующим покушением стала попытка подрыва царского поезда в декабре 1879 года. Теракт такого уровня одиночке был не под силу, он требовал настоящей организации, где есть своя агентура, разведка, техобеспечение, боевики, – таковой стала «Народная воля».

Она смогла изготовить большое количество взрывчатки, заминировать железную дорогу, узнать время движения царского поезда – а он должен следовать с получасовым интервалом после поезда свиты. Но у свитского состава сломался локомотив, а царь ждать, пока починят, не захотел, поехал первым – и от взрыва пострадали придворные.

Через год 11 чинов царской охраны погибнут от взрыва в Зимнем дворце, куда нанялся плотником народоволец Халтурин, подложивший заряд под комнату на втором этаже, где обычно обедал царь, – но Александр в «час икс» пошел обедать на третий этаж…

В августе 1880 года 7 пудов (112 кг) динамита было заложено под Каменный мост – покушение, столь сложное и тщательно подготовленное, сорвалось по, казалось бы, нелепой причине: рабочий Макар Тетерка, которому вместе с Андреем Желябовым надлежало привести в действие взрывной механизм, не имел часов и опоздал к проезду царской кареты.

В том же году двое террористов арендуют лавку «Сыры» на углу Невского проспекта, откуда ведется подкоп под мостовую, куда будет подложена мина. По плану взрыв под мостовой должны довершить расставленные по углам четверо «метальщиков» с гранатами. Общее руководство осуществляет Желябов. Но внезапно его и еще нескольких членов организации арестовывают.

Оставшиеся воспринимают это как сигнал – действовать как можно быстрее. Роли распределены четко. Общее руководство – Софья Перовская, гражданская жена арестованного Желябова. Техническая подготовка, обучение «бомбистов» – Кибальчич. Четверо «метальщиков» – Гриневицкий, Рысаков, Михайлов, Емельянов. На самом деле лиц, задействованных в подготовке теракта, было значительно больше, и каждый из них – звено общей цепи, которая на сей раз, увы, не порвалась.

В 14:15 царская карета выехала на набережную. Первым метал Рысаков – были ранены сопровождавшие карету казаки Терского полка. Александр не пострадал, более того, не поспешил, как его ни умоляли, покинуть проклятое место, но – вышел из кареты. Как писал впоследствии анархист князь Кропоткин, царь «чувствовал, что военное достоинство требует посмотреть на раненых черкесов и сказать им несколько слов». Стоявший рядом Гриневицкий кинул бомбу под ноги царю – царь и его убийца лежали рядом, окровавленные, с раздробленными ногами. Третий метальщик, Емельянов, держа под мышкой портфель с бомбой, был среди тех, кто помогал переносить в сани еще живого Александра.

Раньше всех, через десять минут, умер лейб-гвардии казак Малеичев, через несколько часов – император и Гриневицкий, на третий день – мальчик из мясной лавки неподалеку, Гриша Захаров.

Потом будет суд и казнь 11 террористов. Потом, через каких-то лет сорок, их именами в России назовут десятки улиц в десятках городов, поставят им памятники, откроют музеи…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного