За горой Полкан

За горой Полкан
Фото Олега Кузьмина

Есть в районе удивительный поселок со своим микроклиматом – Вельмо. Исторически он играл важную роль в снабжении территории: по притоку Подкаменной Тунгуски сюда доставляли грузы. Путь с Енисея до Вельмо назывался старой речной дорогой в район. Новая проходила через Большой Пит. Последний караван с углем пришел в п. Вельмо в 1998 году. Здесь появился совхоз «Первенец второй пятилетки» – уникальное явление Енисейского Севера.

Сейчас от былых урожаев остались лишь частные грядки в огородах вельминцев. Но климат до сих пор привлекает людей: здесь можно приобрести землю и построить дачу, чем и пользуются жители района. А еще это единственный туристический уголок территории: дорога в Вельмо гладкая, сюда не добираются рудовозы. В апреле и августе здесь проходят два масштабных события для гостей со всего края и России.

По оленьим речкам

Не доезжая до самого Вельмо, по пути пересекаем две реки – Иочимо и Оленчимо. Не торопимся, фотографируемся на фоне указателей с диковинными наименованиями. До открытия золотоносных россыпей эвенки-кочевники, или тунгусы, как их еще называют, испокон века занимались в северной тайге звероловством. Они и дали названия таежным речкам, так загадочно звучащие для нашего уха: Севагликон, Калами, Огне, Вангаш, Енашимо, Актолик. Калами, например, переводят как «девушка, потерявшая ведро». Вангаш – «быстрый». Значение названий – отдельная тема исследований филологов. Язык тунгусов, как известно, из-за близкого соседства с русскими впитал в себя много заимствований. И кто теперь разберет, Олечимо – это «оленья речка» или что-то позаковыристее?

На пути в дачную столицу района первой на горизонте появляется гора Полкан, а под ней – красивейшая река Вельмо, по двум берегам которой раскинулся уютный маленький поселок. Солнце, жара, пахнет травами и коровьим молоком. Так и хочется, словно в детстве у бабушки в деревне, босыми пятками пробежать мимо огородов на берег и окунуться в тихую речку… Но нет, нас приглашают в лодку – фирменную, 10-метровую, похожую на «илимку» из прошлого, только узкую. Мы едем на правый берег в гости! Всего в Вельмо проживают 136 человек да еще в Куромбе – деревне староверов – 45 человек. Жители заняты охотой и рыболовством, держат коров, коз. Традиционно рабочие места дает бюджетная сфера – школа, ФАП, клуб, библиотека, метеостанция.

На двух берегах

К переправе нас сопровождает глава поселка Павел Адамович Лех. Его предки родились на Западной Украине, часть областей которой раньше были польскими. После окончания лесного техникума Павел Лех немного поработал на Большой земле, потом, как говорит, «в мозгах что-то повернулось», и в 1980 году молодой специалист поехал сюда, на Север, лесничим Вельминского лесничества:

– Думал, копейку заработаю, кооперативную квартиру куплю. И вот 39 лет, а мне сейчас уже 66-й год идет, я тут. Большая часть жизни прошла здесь, за Полканом.

Павел Адамович скромно говорит, что люди его терпят. Хотя мы точно знаем, его любят и ценят. Это человек, про которого говорят: на своем месте.

– Такая работа в медвежьем углу надолго задерживает. Прикипаешь, прорастаешь в землю. Я в городе жил пять лет всего. Поэтому мне там нечего делать сейчас, он чужой абсолютно. Все друзья и знакомые здесь, двое детей выросли, – отмечает глава поселка. Его опыт ценят во всем районе, ведь Лех – это история Вельмо, это порядок, гармония двух берегов одного поселка. – Особое внимание уделяется жизнеобеспечению. Вот у вас в городе горит лампочка, и все равно, как и почему она горит.

А я знаю, чего это стоит: слышите, дизельная котельная работает. Без перерыва и выходных. Тепло и свет даем людям. «Железяку» свою очень бережем, стратегический объект. Администрации за всем надо следить, всем помогать. Коренным народам, староверам, школе. А пожарная безопасность? Мы же тут все сами делаем, нет здесь никаких отделений МЧС. Ремонты муниципального жилья проводим. Вот четырехквартирный дом построили для учителей. Теперь приглашаем со всей страны педагогов.

Дефицит есть – учитель математики от нас уезжает, всю жизнь прожила, комсомолкой приехала. Но уже стремится на отдых. У нас проблема с иностранным, информатикой. Русский язык директор школы ведет. Так что ждем специалистов. Но проблема переплыть реку. Ведь дом – на правом берегу, школа – на левом. Люди звонят, узнают про переправу и отказываются.

Левый берег поселка признан зоной затопления. Строить на нем что-либо на бюджетные деньги по закону запрещено. Павел Лех удивлен:

– А что такого – переплыть речку? На работу на лодке – звучит, кажется, заманчиво. Общаемся с кандидатом, а он – «ой, да как так». Хотя что тут? Перевезут же, организуем переправу. У нас ребятня переплывает только так. Ведь площадку по гранту «Жители за чистоту и благоустройство» в прошлом году мы тоже на правом берегу сделали. Это подарок детям правобережья. Раньше они плавали на левый, чтобы поиграть. Так смешно смотреть – у кого какая лодка, у кого «тазики» – плывут, чтобы поиграть. Теперь у них своя. Хотим еще расширить спортплощадку.

Речка Вельмо – красивая, но своенравная. В ледоход показывает характер. В 2001 году поселок пережил страшное наводнение – погиб скот, пострадали дома, оборвались провода. Район тогда помог. Глава выделил коров тем, кто потерял поголовье. Потом еще было «ледовое побоище». Сейчас, к счастью, большие паводки не грозят.

Вельминцы по убеждению

На правом берегу нас встречает Ирина Овчинникова с улицы Лесной. Молодая семья с тремя детьми живет здесь в своем доме уже три года. Овчинниковы переехали поближе к цивилизации с отдаленной Куромбы, поселка староверов, затерянного в тайге. Ирина говорит:

– Мне не страшно, скучать некогда. Огород, две коровы, куры. Из молока делаем сыр, сметану, творог, масло. Муж рыбачит.

Старообрядцы из Куромбы все чаще потихоньку перебираются в Вельмо, чтобы дети учились в обычной школе. Хотя в Куромбе также организован образовательный процесс.

Еще один житель правого берега – Сергей Воронов. Охотник, рыбак. Много лет назад нашел свою половинку – Ларису, эвенкийку, ее отец здесь кочевал. Поженились, родились и выросли двое детей. Сергей гордится, что сам себе хозяин:

– Я не отшельник, нельзя так сказать. Спутник дает все каналы, есть сотовый телефон. Но вот в город стараюсь не ездить. Все сам себе обеспечиваю. Хлеб не покупаем, делаем сами. Что на охоте добудем, то едим. Скотину не держим, Лариса этого не умеет и не любит. Сам я с Вологды – и, вот судьба, большую часть жизни живу на Севере. Как будто тут родился.

Елена и Владимир Коровины – почти старожилы Вельмо. Живут с 1990 года, ведут свое личное подсобное хозяйство. Елена рассказывает:

– Раньше здесь было развито не только овощеводство, но и животноводство. Были подсобные хозяйства с огромными полями, теплицами. Все окрестности были засажены культурами. Это одна из золотых страниц истории района. Сейчас все частное. Мало кто держит скотину. У меня было три коровы, одну продала на тот берег.

Коровины уже много лет строят – обустраивают свой дом, который летом наполняется детским смехом: приезжают внуки. Елена работает завклубом, но оформлена всего на полставки – население маленькое слишком. Клуба как такового уже нет – здание пострадало в наводнение, в прошлом году разобрали остатки. Теперь клуб арендует в школе помещение. Чтобы заработать дополнительную копеечку, Елена возит продавать молоко в райцентр. Его там хорошо раскупают.

Супруг Елены – Владимир – педагог. Работает на 1,5 ставки, преподает сразу три дисциплины! Физику, обществознание, физкультуру. Сожалеет об одном:

– Была бы работа – дети мои здесь жили. А так уехали в город, видимся нечасто.

Виталий Лотарев, мастер ЖЭУ Вельмо, отвечает за котельную – мотор всего поселка. Так же как и другие земляки, уверен:

– Север – он затягивает. Уезжал не раз, даже на юге, в Краснодаре, жил. Не смог, вернулся. Магия какая-то. Даже в отпуск едешь, неделя, две – и тянет сюда.

Брендовые праздники

Вельминская подледка – весенняя рыбалка собирает сотни гостей. Проходит 26 апреля, в последнюю субботу месяца. На льду рыбачат дети и взрослые. Также на реке организуют лыжные гонки. Уже 12 игр прошло, традиция не прерывается.

«Сэвэки» – турфестиваль на живописной поляне. Его программа создается вокруг легенд Севера, в песнях и танцах участники рассказывают, как и чем жили коренные народы Севера. Ведь они здесь хозяева. Фестиваль собирает также много гостей, проходит два дня с ночевкой. Вельминцы приглашают поучаствовать!

Северные овощи в Москве

В 1902 году на реке Вельмо было образовано два зимовья: Пристань № 1 и Пристань № 2, которые являются родоначальниками сегодняшних населенных пунктов Вельмо и Куромба. Через пристани шли караваны судов с грузами – промышленным оборудованием и продуктами питания, в том числе овощами и фруктами. А зачем завозить, когда можно производить? В 30-х годах начинает свою историю совхоз «Первенец второй пятилетки». Коллектив совхоза, изучив агротехнику, присущую этой суровой земле, добивался рекордных урожаев. 765 ц капусты, 400 ц картофеля с гектара – такая урожайность стала нормой. Нормой также стали суточные привесы поросят 500–600 граммов. На пойменных полях выращивали также овес, ячмень.

За достижения в сельском хозяйстве в 1941, 1951 и 1954 годах, то есть трижды, совхоз «Первенец второй пятилетки» был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, получал медали за высокие урожаи в районе Крайнего Севера. За наградами и цифрами стоял титанический труд сотен людей, которые любили свое дело, гордились достижениями и верили в лучшую жизнь. Но в 1957 году расформировали систему лагерей. Опытные агрономы были ссыльными, они уехали на Большую землю, и совхоз ликвидировали. Выращивать овощи в промышленных масштабах на Севере стало некому.

Голос района

Знаменитость района – тенор-самородок Василий Трифонов. Он стал известен на весь край в начале 2000-х годов в свои 45 лет. Певец разучивал песни и арии с голоса, пел для родных, друзей, участвовал в местной самодеятельности.

Судьба Василия Трифонова изменилась после знакомства с главным дирижером Красноярского театра опера и балета, заслуженным работником культуры РФ Анатолием Чепурным. Он тогда не поверил своим ушам, услышав редкий по красоте тембр голоса с широчайшим диапазоном. Василий Трифонов не раз выступал на разных краевых площадках, в том числе на сцене оперного. Записывал диски. Участвовал в конкурсах и фестивалях.

Он любимый гость на концертах, посвященных районным праздникам, Дню Победы. У него одинаково душевно звучат и русские народные песни, и оперные арии, и эстрадные песни. Василий Трифонов не стал профессиональным исполнителем, отошел от активной концертной деятельности. Патриот Севера, заядлый рыбак и охотник, он расставил для себя приоритеты. Работает индивидуальным предпринимателем, в Северо-Енисейском у него свой магазин. Но жители района всегда с нетерпением ждут его редких теперь уже выступлений на сцене РДК «Металлург», встречают бурными овациями. Свой зритель у Трифонова есть и будет.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
7 мая 2024
День Победы – до и после
Предлагаем вам проверить свои знания по истории Великой Отечественной – ответить на несколько вопросов, связанных с окончанием войны и Днем
Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках
Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между