«Серебряный, бегущий иноходью конь» над бревенчатой крепостью. Наверное, каждый, кто видел герб Краснотуранского района, предполагал, что его история тесно связана с лошадьми. Хотя с точки зрения геральдики конь здесь не более чем «символ животноводства», но и предположение вполне обосновано. Именно в этом районе находятся два крупных хозяйства, занимающихся разведением лошадей.
Материал класса элита
В одно из них, имеющее статус племенного репродуктора по орловской и русской рысистой породам, мы отправились буквально через несколько часов после того, как приехали на юг края.
Отправились в Лебяжье – один из тех новых поселков, куда во время затопления части территории переселяли жителей района. Красноярское море, образовавшееся после строительства ГЭС, отделено от улиц зарослями облепихи. Неподалеку находится племзавод «Краснотуранский» и стадион. Наблюдаем, как здесь проходят тренировки перед конноспортивными соревнованиями. На первый взгляд, все кажется легким. Садись на место наездника, приударь немного по лоснящемуся боку жеребца – и он, вскидывая изящные ноги, полетит напрямую к финишу. На самом деле кони – они как люди: кто-то, имея все предпосылки для успеха, не спешит становиться первым и совсем не нуждается в признании своих заслуг. А есть жеребцы, которым важно победить, но в скорости они уступают. Чтобы показать хороший результат, нужно знать много нюансов.
– У лошади и наездника особая взаимосвязь, – рассказывает Мария Гураль, зоотехник. – И если пара получилась, тогда будет результат. Нужно чувствовать лошадь. Это не машина. Она очень волнуется на соревнованиях. После неудач расстраивается. С жеребцами проще, их где-то и наказать можно, а вот кобылы – это же девочки, они и обидеться могут.
Сама Мария Гураль из Красноярска. Она с детства бредила лошадьми, и когда в Ветлужанке открылась конноспортивная школа, сразу записалась туда. После окончания вуза работала ветврачом. Открыла даже собственную клинику, где лечила домашних животных, прошла программу подготовки управленческих кадров, но… Познакомились мы именно здесь… Про лошадей она забыть так и не смогла. А в Лебяжьем тоже нужны хорошие специалисты.
Статус племрепродуктора накладывает определенные обязательства. В хозяйстве должны не просто заниматься разведением лошадей, а работать над улучшением генетического потенциала пород.
– Мы должны использовать в своей работе племенной материал класса элита, рассказывает Мария Гураль. – Есть определенный стандарт породы: длина холки, экстерьер – внешний вид, ее резвость – и все эти критерии соблюдаются. Первый и второй класс подлежат выбраковке. Порой лошадь имеет именно те пропорции, которые нужно, но… бежать не хочет. Выбраковывается – это значит, продается в частные хозяйства. Стоимость отъемыша, это жеребенок примерно в возрасте 6 месяцев, начинается от 70 тысяч рублей.
От получения чистопородного жеребца до победителя конных соревнований – огромная дистанция. Нужно соблюдать определенные требования по кормлению, содержанию, воспитанию.
Лошади – животные очень осторожные. Сразу уздечку не наденешь и не поедешь. Кобылы учат жеребят прятаться от людей, даже если сами подходят к человеку.
Кормление обычным овсом – это уже прошлый век. Сейчас во всем мире модно давать мюсли. Там смесь: геркулес, семечки. Для тех, кто прыгает в конкуре, такие смеси оптимальны. Лошадь и вес не наберет, и в то же время будет энергичной.
Туранский берег
На следующий день отправляемся в другое хозяйство района. В «Тубинском» тоже готовятся к соревнованиям.
– Это настоящий боец, – представляют нам Парадокса, жеребца породы русская рысистая.
Здесь, в конюшне, Парадокс вежлив, стоит спокойно и дает возможность внимательно рассмотреть всю его экипировку. Он полностью готов к тренировке. Даже наглазники специальные надеты – чтобы не оглядывался назад, не отвлекался.
– Вариаций тут очень много, – объясняет сотрудник хозяйства Сергей Матвеев. – Иногда чувствуешь – не то что-то, не идет как надо. Порой неделю ищешь, что тут может быть, а ему просто уши заткнуть надо было, чтобы громкие звуки не сбивали. Вот наколенники. Есть лошади, у которых чистый ход, а есть те, кто может себя поранить. И камни летят – бывает, разбивают до кости. Я, как правило, еще кобуры всегда надеваю. Наши грунтовые дороги не идеальны, и защитить лошадку надо.
Кобуры – резиновые или неопреновые, гладкие или рифленые – предохраняют пятку от ушибов.
Пройдет всего несколько минут после нашего разговора, и Парадокс легко выбежит, сразу же наберет хорошую скорость.
Недавно здесь состоялся пилотный запуск нового проекта «Туранский берег». Идея появилась неожиданно: вспомнили, как в Европе устраивают бег лошадей по песчаному пляжу во время отлива. Это традиционное, но редкое зрелище, к примеру, в Испании, собирает тысячи зрителей. Такое же решили организовать и в поселке Лебяжьем. Красиво же: на фоне синего неба бежит по берегу изящная лошадь. Почти как на гербе, только еще лучше.