Людям с ограниченными возможностями нередко приходится отстаивать свои права на нормальную жизнь. В преддверии Международного дня инвалидов, который отмечается 3 декабря, мы узнали истории тех, кто не смог смириться, что собственная квартира превратилась в тюрьму.
Годами в заточении
Об изменении пространства для людей с серьезными диагнозами задумались давно. И сейчас ни пандусы, ни подъемники, ни специализированные санузлы в разных учреждениях для тех, кто передвигаться может только на коляске, уже никого не удивляют. Только вот для того, чтобы ими воспользоваться, нужно вначале выйти из квартиры. А для многих инвалидов это до сих пор неразрешимая проблема. Они годами находятся в настоящем заточении.
Совсем недавно среди них была и Наталья Шаповалова. У женщины серьезное генетическое заболевание. Несколько лет назад они с мамой переехали из маленького городка и скитались по съемным квартирам.
«Вот будет у вас своя, тогда обязательно поможем с доступностью», – обещали чиновники. И женщина верила. С огромным трудом они смогли переехать в собственное жилье.
– Я инвалид, и мама – пенсионер, хорошо, что вообще дали кредит, – рассказывает женщина. – На большую сумму рассчитывать не приходилось. Да, это был старый дом, четвертый этаж. Но на что хватило денег. С огромным трудом выплатили даже эту сумму. И здесь живет моя сестра, это такое счастье, всегда можно подняться на лифте в гости, обратиться за помощью. Маме уже трудно поднимать меня, а это приходится делать постоянно, например, в ванной.
Только вот с доступностью оказалось все не так просто: между лифтом и дверью в подъезд была лестница в несколько ступенек. Для человека на коляске это непреодолимое препятствие.
Несмотря на прежние обещания, помогать никто из чиновников не спешил. Три года Наталья писала во все инстанции. О том, чего стоило изменить ситуацию, можно было бы написать не один материал. И вот – долгожданная победа! В подъезде обычной панельной девятиэтажки появилась откидная платформа.
– Колоссальная работа проведена – убрана батарея со стены, чтобы она не мешалась, изменен уровень пола, – вспоминает Наталья. – С 7 октября у меня началась новая жизнь. Да, волонтеры, конечно, помогали раньше – по ступенькам осторожно спускали и поднимали с коляской. Но это совсем другое. Я на своей электрической коляске могу ехать уже свободно. За это время познакомилась с новыми людьми, мы постоянно общаемся, созваниваемся – даже не думала, что в 40 лет такое возможно.
Уже казалось, что в долгой истории за отстаивание своих прав можно ставить точку. Но в ноябре жильцы дома по улице Семафорной получили квитанции по оплате ЖКХ. Оказалось, что все собственники квартир сейчас должны платить за обслуживание нового устройства по 53 копейки с 1 квадратного метра площади. Даже те, кто живет в других подъездах.
Наталья – очень добрый, деликатный человек. И ей хорошо известно на собственном опыте, что такое жить, считая каждую копейку. Поэтому такое известие стало для нее шоком.
– Они меня просто морально подкосили, не знаю, как людям в глаза смотреть, – расстраивается женщина. – Я подвела своих соседей: уговаривала, чтобы они дали возможность жить нормально и подписали согласие на установку. Никто не думал, что потом будет вот так. Все говорили мне: это будет бесплатно. В нашем доме живут небогатые люди, много пенсионеров. Есть мама, которая воспитывает одна двух детей и работает на двух работах. Даже 40 рублей для них – это деньги.
Хрупкая женщина на коляске – в ней не более 40 килограммов веса – готова вступить в новый бой, в этот раз уже за права своих соседей. Говорит, у ее подруги в маленьком башкирском городке примерно такое же устройство в доме, и никто из соседей за него не платит. Почему же в миллионном Красноярске по-другому?
Несовершенство законодательства
Мнения о законности такого сбора разделились.
Я впервые о таком слышу, надо разбираться совместно со специалистами, в том числе с сотрудниками прокуратуры, – говорит Галина Зимина, председатель Красноярской региональной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». – Мне кажется, так быть не должно.
Наталья Каптелинина, депутат городского совета Красноярска, о проблемах людей с ограниченными возможностями знает не понаслышке. После страшной аварии она сама уже несколько лет передвигается в инвалидной коляске.
Мы город делаем доступнее, а люди не могут выйти из квартир, – говорит она. – Я занимаюсь проблемой несколько лет, пока все спущено на уровень муниципалитета, но как обеспечить доступность для всех домов, где в этом нуждаются? Пока проблему решаем с помощью субсидии на службу сопровождения – каждый инвалид имеет право воспользоваться ею, чтобы несколько раз выйти из дома, взять социальное такси. Что касается оплаты, то ведь сами жильцы и содержат свои дома. И это тоже проблема, потому что многие говорят: почему я должен платить за ее подъемник? Это все наше несовершенное законодательство. У меня была точно такая ситуация: старый дом, половина города такими застроена. И выносили меня родители на улицу раз-два в месяц. Но мы взяли кредит на квартиру в новом доме и платим уже семь лет. Я работаю буквально сутками – и это цена моей свободы. Не могла бы я выезжать из дома, бывать на совещаниях в администрации – и ничего бы не было, никаких проектов для инвалидов, социального такси…
Жительница Красноярска Ольга Шикунова на коляске вообще в керлинг играет – и очень успешно. Рассказала, что продала старое жилье и купила новое, причем еще на стадии проекта просила застройщика расширить дверные проемы на балкон и в санузел, убрать все пороги.
Старые дома строили, когда никто и не думал о доступной среде, – говорит она. – Полноценные пандусы там сделать не получится – очень узкие лестничные марши. Делают откидные аппарели, которые крепятся к стене, – после того, как человек проехал, ее обратно подняли, и ничего не мешает проходу людей. Но это на свой страх и риск – правилами противопожарной безопасности такое запрещено. Были случаи, что заставляли демонтировать. Мне кажется, оптимальный вариант – построить дом, чтобы люди там могли жить по соцнайму.
Возможно, это стало бы выходом для многих. В ситуации, когда стоимость квадратного метра в новостройке Красноярска уже приблизилась к отметке 100 тысяч рублей, даже очень здоровый человек трижды подумает, стоит ли брать ипотеку по такой цене.
Показательно, кстати, что нигде нам так и не смогли назвать цифру, сколько всего людей оказались запертыми в своих квартирах. Упомянули только, что всего в Красноярском крае чуть более 16 тысяч инвалидов – «опорников». Все ли они смогли переехать в комфортные новостройки? Боюсь, что нет.
Мы постараемся разобраться в ситуации с установкой подъемника в доме, где живет Наталья Шаповалова, и вернемся к теме в ближайших номерах.