Известная многим фраза «Край без окраин», похоже, становится настоящим руководством к действию. В 2020 году районы и малые города Красноярского края будут жить с учетом новых межбюджетных отношений, которые предполагают не только больше самостоятельности, но и ответственности…
«Все не так уж плохо на сегодняшний день»
Состоялось совместное заседание комитета по бюджету и экономической политике и секции по вопросам межбюджетных отношений координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.
Открыл его председатель комитета по бюджету и экономической политике, руководитель секции Владимир Чащин:
– У нас с вами сегодня очень важный, значимый вопрос – о межбюджетных отношениях в Красноярском крае.
Большой доклад на эту тему сделала первый заместитель министра финансов Красноярского края Ольга Собещанская, которая рассказала об исполнении местных бюджетов в 2019 году. Ожидается, что их налоговые и неналоговые доходы в целом прирастут на 3,7 млрд рублей.
Как прозвучало, в течение двух последних лет отмечается рост собственной доходной базы, налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Правда, в муниципальных образованиях ситуации складываются по-разному: на 1 декабря где-то уже исполнены бюджеты, а другие территории испытывают с этим серьезные проблемы. Причины трудностей могут быть разными: где-то на местах произошли просчеты с планированием, а кто-то, видимо, просто завысил доходы бюджета, поставив перед территорией изначально невыполнимые задачи.
В целом же ситуация вполне оптимистичная.
– Консолидированные бюджеты муниципальных образований могут быть исполнены в текущем году без дефицита, – сообщила Ольга Собещанская.
Можно также ожидать, что удастся значительно снизить кредиторскую задолженность относительно 2018 года, кроме того, вероятно, уменьшится муниципальный долг – главным образом за счет снижения долга Красноярска, – как прозвучало, по остальным территориям он составит порядка 1,6 млрд рублей.
«Мы будем жить теперь по-новому»
Чтобы качественно управлять статьями бюджета, в первую очередь необходимо правильно выстроить межбюджетные отношения. Один из приоритетов бюджетной политики в 2020 году – их корректировка и совершенствование.
При этом в августе 2019 года были внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс (а соответственно, и в краевое законодательство). Как отметила заместитель министра, теперь предусмотрены новые формы межбюджетных трансфертов, уточнены подходы к расчету уровня дотационности муниципальных образований, исключена возможность выравнивания обеспеченности городского округа за счет дотации на эти цели и т. д.
На 2020 год в крае принято 553 бюджета, их количество немного снизилось из-за укрупнения поселений: формируются два новых муниципальных округа.
Что касается структуры межбюджетных трансфертов, то, как прозвучало, из 300 млрд рублей расходов консолидированного бюджета края 147,4 млрд рублей – это расходы бюджетов муниципальных образований, а 102,3 млрд рублей (две трети из них) составляют межбюджетные трансферты, которые идут муниципальным образованиям из краевого бюджета.
В 2020 году на исполнение госполномочий бюджетам муниципальных образований будет предоставлено из краевого бюджета 108 субвенций – это порядка 50 млрд рублей. Причем, как известно, приоритетными направлениями для края являются вопросы социального обслуживания и мероприятия по формированию эффективной структуры данной отрасли.
Уже с 1 января функции по предоставлению мер социальной поддержки будут переданы в управления соцзащиты населения и его 58 территориальных отделений.
Планируется также передать предоставление жителям Красноярского края соцуслуг на дому социально ориентированным некоммерческим организациям.
Количество субсидий практически остается неизменным, но их объем увеличится практически в три раза и превысит 10 млрд рублей.
Теперь о главном.
– Мы передали расходы вместе с нормативами по отдельным налогам: в муниципальные районы и городские округа передано дополнительно 5 % (к уже существующим 5 %) по налогу на прибыль – итого в МО будут зачисляться 10 %. В бюджеты муниципальных районов переданы дополнительно 50 % от упрощенной системы налогообложения, – пояснила Ольга Собещанская.
Что касается более отдаленной перспективы. Для местных бюджетов начиная с 2021 года в обязательном порядке будет определяться уровень долговой устойчивости. Если брать ситуацию сегодняшнюю, то при предварительном рассмотрении у большинства – 54 муниципальных образований – она высокая. Но два городских округа и пять районов края до этой планки не дотягивают, для них можно определить лишь средний уровень долговой устойчивости, а это уже чревато целым рядом ограничений – в частности, окажутся под запретом инициативные расходы.
Позиция депутата
На совместном заседании выступили представители с мест – председатели районных советов депутатов. Галина Костыгина (Пировский район) рассказала о том, как они создают муниципальный округ по примеру Северо-Енисейского района – путем объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района. Причин, которые подтолкнули территорию к переменам, несколько, в том числе финансовые и кадровые.
О ситуации в Кежемском районе рассказал председатель районного совета депутатов Нина Журавлева.
Далее дело дошло до дискуссии, в которой активное участие приняли краевые парламентарии.
– Кто сказал, что укрупнение и сворачивание, по сути, органов местного самоуправления равно повышению эффективности работы? – спрашивал заместитель председателя комитета Законодательного собрания края по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов. – У нас в России много проблем. Но мне кажется, одна из основных, наряду с коррупцией, – это то, что в последние годы местное самоуправление теряет свою значимость, особенно в финансовом плане…
Также Владислав Зырянов напомнил: есть вопросы, которые можно и нужно отдавать решать людям на местах.
Депутат Законодательного собрания края Александр Бойченко отметил, что никто из выступавших с докладами не говорил о жителях территорий.
– Все, что с точки зрения управления финансами по Пировскому району, раскрыли здорово. Но там везде живые люди. Им сказали, что надо поддержать объединение, они согласились, – говорил Александр Бойченко. – Прозвучало, что в деревушке всего 60 человек живет. Да у нас вся страна состоит из таких деревень, где по 60 жителей.
Итог этому обмену мнениями подвел председатель комитета Законодательного собрания края по бюджету и экономической политике Владимир Чащин:
– Есть опасения депутатов нашего Законодательного собрания, и есть мнение представителей муниципальных образований. Самое главное качество местного самоуправления – это все же самостоятельность, а правильно или неправильно идет реформа местного самоуправления, жизнь через три-пять лет покажет.