За разговором о деньгах не забывать о людях

За разговором о деньгах не забывать о людях
Фото Владимира Корецкого

Известная многим фраза «Край без окраин», похоже, становится настоящим руководством к действию. В 2020 году районы и малые города Красноярского края будут жить с учетом новых межбюджетных отношений, которые предполагают не только больше самостоятельности, но и ответственности…

«Все не так уж плохо на сегодняшний день»

Состоялось совместное заседание комитета по бюджету и экономической политике и секции по вопросам межбюджетных отношений координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.

Открыл его председатель комитета по бюджету и экономической политике, руководитель секции Владимир Чащин:

– У нас с вами сегодня очень важный, значимый вопрос – о межбюджетных отношениях в Красноярском крае.

Большой доклад на эту тему сделала первый заместитель министра финансов Красноярского края Ольга Собещанская, которая рассказала об исполнении местных бюджетов в 2019 году. Ожидается, что их налоговые и неналоговые доходы в целом прирастут на 3,7 млрд рублей.

Как прозвучало, в течение двух последних лет отмечается рост собственной доходной базы, налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.

Правда, в муниципальных образованиях ситуации складываются по-разному: на 1 декабря где-то уже исполнены бюджеты, а другие территории испытывают с этим серьезные проблемы. Причины трудностей могут быть разными: где-то на местах произошли просчеты с планированием, а кто-то, видимо, просто завысил доходы бюджета, поставив перед территорией изначально невыполнимые задачи.

В целом же ситуация вполне оптимистичная.

– Консолидированные бюджеты муниципальных образований могут быть исполнены в текущем году без дефицита, – сообщила Ольга Собещанская.

Можно также ожидать, что удастся значительно снизить кредиторскую задолженность относительно 2018 года, кроме того, вероятно, уменьшится муниципальный долг – главным образом за счет снижения долга Красноярска, – как прозвучало, по остальным территориям он составит порядка 1,6 млрд рублей.

«Мы будем жить теперь по-новому»

Чтобы качественно управлять статьями бюджета, в первую очередь необходимо правильно выстроить межбюджетные отношения. Один из приоритетов бюджетной политики в 2020 году – их корректировка и совершенствование.

При этом в августе 2019 года были внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс (а соответственно, и в краевое законодательство). Как отметила заместитель министра, теперь предусмотрены новые формы межбюджетных трансфертов, уточнены подходы к расчету уровня дотационности муниципальных образований, исключена возможность выравнивания обеспеченности городского округа за счет дотации на эти цели и т. д.

На 2020 год в крае принято 553 бюджета, их количество немного снизилось из-за укрупнения поселений: формируются два новых муниципальных округа.

Что касается структуры межбюджетных трансфертов, то, как прозвучало, из 300 млрд рублей расходов консолидированного бюджета края 147,4 млрд рублей – это расходы бюджетов муниципальных образований, а 102,3 млрд рублей (две трети из них) составляют межбюджетные трансферты, которые идут муниципальным образованиям из краевого бюджета.

В 2020 году на исполнение госполномочий бюджетам муниципальных образований будет предоставлено из краевого бюджета 108 субвенций – это порядка 50 млрд рублей. Причем, как известно, приоритетными направлениями для края являются вопросы социального обслуживания и мероприятия по формированию эффективной структуры данной отрасли.

Уже с 1 января функции по предоставлению мер социальной поддержки будут переданы в управления соцзащиты населения и его 58 территориальных отделений.

Планируется также передать предоставление жителям Красноярского края соцуслуг на дому социально ориентированным некоммерческим организациям.

Количество субсидий практически остается неизменным, но их объем увеличится практически в три раза и превысит 10 млрд рублей.

Теперь о главном.

– Мы передали расходы вместе с нормативами по отдельным налогам: в муниципальные районы и городские округа передано дополнительно 5 % (к уже существующим 5 %) по налогу на прибыль – итого в МО будут зачисляться 10 %. В бюджеты муниципальных районов переданы дополнительно 50 % от упрощенной системы налогообложения, – пояснила Ольга Собещанская.

Что касается более отдаленной перспективы. Для местных бюджетов начиная с 2021 года в обязательном порядке будет определяться уровень долговой устойчивости. Если брать ситуацию сегодняшнюю, то при предварительном рассмотрении у большинства – 54 муниципальных образований – она высокая. Но два городских округа и пять районов края до этой планки не дотягивают, для них можно определить лишь средний уровень долговой устойчивости, а это уже чревато целым рядом ограничений – в частности, окажутся под запретом инициативные расходы.

Позиция депутата

На совместном заседании выступили представители с мест – председатели районных советов депутатов. Галина Костыгина (Пировский район) рассказала о том, как они создают муниципальный округ по примеру Северо-Енисейского района – путем объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района. Причин, которые подтолкнули территорию к переменам, несколько, в том числе финансовые и кадровые.

О ситуации в Кежемском районе рассказал председатель районного совета депутатов Нина Журавлева.

Далее дело дошло до дискуссии, в которой активное участие приняли краевые парламентарии.

– Кто сказал, что укрупнение и сворачивание, по сути, органов местного самоуправления равно повышению эффективности работы? – спрашивал заместитель председателя комитета Законодательного собрания края по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов. – У нас в России много проблем. Но мне кажется, одна из основных, наряду с коррупцией, – это то, что в последние годы местное самоуправление теряет свою значимость, особенно в финансовом плане…

Также Владислав Зырянов напомнил: есть вопросы, которые можно и нужно отдавать решать людям на местах.

Депутат Законодательного собрания края Александр Бойченко отметил, что никто из выступавших с докладами не говорил о жителях территорий.

– Все, что с точки зрения управления финансами по Пировскому району, раскрыли здорово. Но там везде живые люди. Им сказали, что надо поддержать объединение, они согласились, – говорил Александр Бойченко. – Прозвучало, что в деревушке всего 60 человек живет. Да у нас вся страна состоит из таких деревень, где по 60 жителей.

Итог этому обмену мнениями подвел председатель комитета Законодательного собрания края по бюджету и экономической политике Владимир Чащин:

– Есть опасения депутатов нашего Законодательного собрания, и есть мнение представителей муниципальных образований. Самое главное качество местного самоуправления – это все же самостоятельность, а правильно или неправильно идет реформа местного самоуправления, жизнь через три-пять лет покажет.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание