Устанавливать, менять, обслуживать электросчетчики в частных и многоквартирных домах теперь обязаны сетевые организации (или гарантирующие поставщики электроэнергии). Собственники квартир платить за это не должны. Такие изменения в законодательстве вступили в силу с 1 июля.
На территории нашего края от Ермаковского района на юге до Кежемского района на севере гарантирующим поставщиком является ПАО «Красноярскэнергосбыт». Мы попросили специалистов компании пояснить суть изменений.
Что потребуется от потребителя для замены прибора учета?
Нужно обратиться в свою сетевую организацию или в ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Для этого написать заявление в свободной форме (с указанием причины замены прибора), представить копии правоустанавливающих документов на жилье, копию паспорта с пропиской.
Обратиться к энергетикам можно и дистанционно:
– по электронной почте: kanz@kes.esc-rushydro.ru;
– через личный кабинет на сайте компании;
– через интернет-приемную на сайте Красноярскэнергосбыта.
Важно помнить, что бесплатные работы проводятся только в случаях:
– если у клиента не установлен прибор учета;
– счетчик вышел из строя или дает неточные показания;
– истек срок его эксплуатации либо интервал между поверками.
В иных случаях услуга будет платной.
В какие сроки будут производиться работы?
Пока не стоит ожидать быстрой замены или установки прибора учета. Идет переходный период. Только недавно вышел документ, устанавливающий новые требования. Поставщикам электроэнергии предстоит пройти все этапы подготовки и проведения закупочных процедур, заключения договоров. Постановлением установлен срок замены прибора учета – до 6 месяцев с момента подачи заявления потребителем.
Но клиенты в этот период не пострадают. До конца 2020 года продлен прием показаний приборов учета с истекшим межповерочным интервалом. И никакие санкции в связи с несвоевременной заменой или установкой прибора учета к потребителю применяться не будут.
Как быть тем, кто уже купил прибор и оплатил установку?
Законы не имеют обратной силы. Если клиент установил прибор учета до 1 июля за свой счет, вернуть средства невозможно.
Как повлияет замена счетчика на расходы потребителя по электроэнергии?
Замена счетчика не влияет на расход электроэнергии и размер платы – счетчик только фиксирует потребление. При этом замена устаревших приборов учета или счетчиков, у которых вышел срок метрологической поверки, на новые, современные, поможет клиентам избежать неточностей и ошибок в показаниях.
Означает ли это повышение тарифов?
Безусловно, затраты энергосбытовых компаний и сетевых организаций на установку приборов учета будут учтены при формировании тарифов на 2021 год.
Но сказать, приведет ли это к росту тарифов, пока невозможно. Новая методология формирования тарифов еще находится в разработке, ее должна принять Федеральная антимонопольная служба.
Как часто будет проходить замена приборов учета?
Замена счетчика должна проводиться по истечении срока между поверками. Срок метрологической поверки каждого прибора учета зависит от его модели и указывается в техническом паспорте. Как правило, межповерочный интервал современных моделей составляет 10–16 лет.
Какие обязанности сохраняются за потребителем?
Сохранять целостность прибора учета в случае, если он находится в границах земельного участка или внутри помещения потребителя.
Обеспечить доступ сотрудникам энергосбытовой или сетевой организации для проведения работ по обслуживанию прибора учета.
Касаются ли новые требования приборов учета воды и тепловой энергии?
Нет, изменения касаются только приборов и систем учета электроэнергии.
Приборы с интеллектом
В новом законе также прописано, что с 1 января 2022 года потребителям должны устанавливать только «умные» приборы учета, которые обеспечивают возможность присоединения к интеллектуальной (дистанционной) системе учета электрической энергии.
Что же такое «умные» счетчики? И чем они отличаются от обычных?
«Умные» приборы учета электроэнергии:
– дистанционно передают данные энергетикам. То есть потребителям, у которых будут установлены такие счетчики, показания передавать больше не придется;
– дают возможность удаленно контролировать наличие или отсутствие напряжения у потребителя;
– позволяют дистанционно вводить режим ограничения подачи электроэнергии и отменять его;
– позволяют устанавливать и менять тарифные зоны (например, если клиент выберет тариф «день/ночь»);
– оповещают о возможных недостоверных данных.
Теперь всем будут устанавливаться только «умные» счетчики?
До 1 января 2022 года сетевые организации и энергосбытовые компании не обязаны устанавливать именно «умные» счетчики. Разрешены и обычные. При этом Красноярскэнергосбыт, а также большинство сетевых организаций планируют (при наличии финансовой возможности) переходить на «умные» счетчики: дистанционная передача показаний удобна и клиентам, и поставщикам электроэнергии.
С чем связаны вводимые изменения?
Это позволит ускорить процесс цифровизации электроэнергетики.
Установка современных приборов и перенос ответственности за организацию учета на ресурсоснабжающие организации не только освободит потребителя от затрат и решения несвойственных задач, но и позволит использовать новые сервисы, которые обеспечат:
• прозрачность, доступность и точность информации о потреблении электроэнергии;
• сокращение количества перерывов электроснабжения и их сроков;
• возможность управления использованием ресурсов и их стоимостью;
• повышение качества обслуживания.
Для отрасли такое решение станет инструментом для:
• сокращения издержек за счет снижения потерь электроэнергии, снижения операционных затрат, роста производительности труда;
• технологического развития за счет сокращения времени и частоты технологических нарушений, контроля качества электроэнергии у потребителя, оптимизации схем и режимов работы, развития тарифного меню, развития клиентских сервисов;
• повышения платежной дисциплины.
Подготовлено по материалам ПАО «Красноярскэнергосбыт»