За себя и за того парня

За себя и за того парня

Величие подвига поколения победителей на самом деле трудно, да что там – невозможно постичь до конца, не принадлежа к его числу. Умозрительно, конечно, все ясно – сохранились документы, живы герои тех лет. Однако среднестатистическому россиянину вполне благополучного XXI века для полноты картины не хватает главного – чувства сопереживания. Возможности проникнуться той же силой духа, верой и волей.

Эвакуировать завод через всю страну и спустя месяц выдать военную продукцию? Да. За станки и к плугам встали старики, женщины и дети? Снова да. И как будто всего этого мало – широко развернувшиеся движения двухсотников, трехсотников (когда рабочие выпол­няли по две–три нормы за смену), соревнование за почетное звание «фронтовая бригада». Трудовые рекорды, цена которым – Победа.

С утроенной энергией

Курсы трактористов. Краснотуранский район. 1942 год

С патриотическим желанием работают и учатся женщины, которые пришли на смену ушедшим на фронт братьям и мужьям. Они хорошо знают всю ответственность перед родиной: честно и самоотверженно трудятся на своем посту, работают с утроенной энергией, свой труд вкладывают в укрепление нашей родины для быстрейшей победы над кровавым врагом, – писали краевые газеты летом 1941 года. Здесь нет ни строчки ради красного словца. Здесь все – правда.

Первое, что сделали женщины в шахтерских поселках Хакасии после начала войны, – наладили повседневный контроль за работой столовых, общежитий, детских домов, яслей, магазинов. То есть в отсутствие мужчин провели перераспределение сил, убедились, что с объектами жизнеобеспечения все в порядке, – и сами отправились в забой!

В Красноярск полетели телеграммы: «Женщины-откатчицы Сумина и Мерзлякова вышли работать на навалоотбойку и выполняют план добычи угля на 170 % и выше». «40 человек женщин пошло работать на постоянную работу в шахты». «Активистки-домохозяйки готовят массовый выход в шахту на 12 августа и весь заработок, как и предыдущих выходов, пойдет на оборону СССР». «Каждый день десятки женщин-домохозяек идут на работу в шахту, заменяя своих мужей на производстве».

В канун октябрьских праздников заступил на Сталинскую вахту Норильский комбинат. 1 ноября 1941 года на заводскую доску объявлений вывесили приказ: «1) Сотрудники управления комбината и лагеря должны все как один в дни 7, 8, 9 ноября с. г. вступить на Сталинские вахты и, как никогда, в эти дни показать образцы своей работы… 2) Провести отчисление двухдневного заработка в Фонд обороны. 3) Отработанные дни 7, 8 и 9 ноября на Сталинских вахтах не вклю­чать в табель работы. 4) Обязать руководителя агитколлектива товарища Комарова провести по отделам и домам, прикрепленным к парторганизации, широкую агитационную работу с тем, чтобы ни одного трудящегося не осталось вне участия в Сталинских вахтах».

В Енисейской авиагруппе аналогичные мероприятия назвали скромнее: предоктябрьские социалистические соревнова­ния. Но суть дела от этого не изменилась. В сентябре, словно для тренировки, коллектив линейных мастерских освоил полный капитальный ремонт моторов для фронта и перевыполнил задание на 106 процентов. В октябре программу удвоили, а потом перевыполнили уже и ее тоже – на 137 %!

«Авиамеханик Дворецкий за вторую половину октября производственную программу выполнил на 340 %. Стахановец, столяр товарищ Зыков месячный план октября выполнил на 262 %, слесарь Рутковский – на 160 %, авиатехник Осколов – на 160 %. В настоящее время коллектив готовится по-большевистски встретить зиму», – докладывал в крайком партии начальник авиагруппы.

В начале ноября 1944 года Красноярский завод имени Ворошилова обратился с призы­вом ко всем промышленным предприятиям края включиться в социалистическое соревнование за достойную встречу 27-й годовщины Октября. Призыв нашел отклик: по сравнению с октябрем 1943 года производительность труда возросла на 15 процентов при значительно сократившемся количестве рабочих. Лозунг «С меньшим числом людей давать больше продукции» стал обычным делом в жизни трудовых коллективов Красноярья.

В труде как в бою

Слесарь М. Г. Задовский с сыном Сашей. 1943 год

Среди многочисленных форм трудового соперничества молодых рабочих особая роль отводилась движению за создание комсомольско-молодежных бригад и получение ими права называться фронтовыми. Фронтовая бригада – это передовой коллектив, готовый выполнить самое трудное и сложное задание фронта. Причем план нужно было перевыполнять не менее чем на 150 процентов два месяца подряд. Боевым девизом фронтовой бригады было «В труде как в бою».

К апрелю 1944 года на станции Ужур насчитывалось 15 фронтовых бригад в составе 80 человек. Инициативу по их созданию проявили комсомольцы, а потом в эти коллективы стали вливаться и пожилые рабочие.

Анализ работы девяти фронтовых бригад показывает, что они в результате повышения производительности труда с меньшим количеством работников (на 15 человек) обеспечивают перевыполнение плана работ. Таким образом, фронтовые бригады представляют собою новые, еще не используемые резервы, – отмечал в докладной записке секретарь узлового парткома станции Ужур товарищ Бурин. – Если предположить, что рабочие бригады 20 отделений, имеющихся на 10 дистанциях пути, примут опыт передо­вых фронтовых бригад и будут работать по-фронтовому, то это позволит высвободить по всей дистанции по 40 человек путийцев… По телеграфной станции Ужур три фронтовые бригады в результате уплотнения рабочего дня, повышения производительности труда высвобождают четыре человека.

Каких-то особых материальных благ работа во фронтовой бригаде не сулила. Люди трудились действительно за совесть, и худшим наказанием для них было подвести коллектив, упасть в глазах товарищей. Например, пишет секретарь Бурин, по вине бригадира девятого отделения товарища Б. был допущен сход паровоза. И этой бригаде звание фронтовой руководство дистанции так и не присвоило…

Тем не менее, как писал во всесоюзную газету «Правда» секретарь Красноярского крайкома ВКП(б) И. Голубев, фронтовые бригады, созданные по инициативе молодежи, продолжали увели­чивать выпуск продукции при меньшем числе рабочих: «Заводы, где ди­ректорами товарищи Хазанов, Суков, паровозоремонтный, занимают первые и вторые места во Всесоюзном социалистическом соревновании, заво­евывают переходящее Красное знамя Государственного комитета обо­роны. Стахановцы военного времени дают по 200 и 300 % норм и заслу­женно носят звание гвардейцев тыла. Осипов Иван Фролович, слесарь паровозоремонтного завода, нара­батывает 300 % нормы. Слесарь Шимонаев выполняет 350 %».

Лети, паровоз

Буквально с первых месяцев войны в соседней Новосибирской области начало набирать обороты еще одно новаторское движение. Там машинист Н. А. Лунин предложил увеличить объемы ремонта, выполняемого силами паровозных бригад. Иными словами, постараться обеспечить таким образом максимальный пробег паровоза без отправки его на стоянку в депо.

Красноярские железнодорожники живо откликнулись на почин. В Ужурском паровозном депо число рабочих-лунинцев достигло 252 человек. «В механическом цехе все рабочие выполняют нормы на 200 % и больше, а кузнецы товарищи Аксенович и Прутовых – на 700 %. За период работы двух последних месяцев 1941 года только на ре­монте паровозов сэкономлено 40 тысяч рублей и 643 тонны топлива», – писала районная газета.

В Иланском паровозном депо идею не только подхватили, но и развили. Здесь освоили изготовление запасных частей, ранее получаемых в централизованном порядке, своими силами. И добились экономии в 24 772 рубля.

Кулибины военных лет

Контрольная приемка военной продукции

Нехватка деталей и запасных частей, необходимость одному вкалывать за двоих и повышать при этом производительность труда – все это исподволь подталкивало людей к изобретательству. Можно сказать, в военные годы это движение обрело настоящий расцвет. С одной стороны, оно позволяло облегчить тяжелый труд. А с другой – принести ощутимую пользу родному предприятию.

Например, только в 1941 году Кулибины Красноярского судоремонтного завода внедрили целую серию рацпредложений, давших невиданный до той поры эффект – более 50 тысяч рублей экономии. Так, слесарь-инструментальщик П. Е. Огородников изобрел фрезерный станок, который в сравнении с обычным увеличил производительность на 350 (!) процентов, благодаря чему годовая экономия составила более 10 тысяч рублей.

А рационализаторы и изобре­татели Красноярской железной дороги за первые два года войны внесли более тысячи предложений с условной годовой экономией более 800 тысяч рублей.

Такие хозединицы, как ВРМ ст. Иланская, ТЧ-4 ст. Ужур, ВЧ-2 ст. Красноярск и ПЧ-5 ст. Клюквенная, добились неплохих результатов в этой работе благодаря вниманию к рационализаторам со стороны руководства этих хозединиц и ответ-исполнителей по рационализации, – отмечал в своей докладной записке председатель Дорпрофсожа Красноярской железной дороги Малеев. – Однако в ТЧ-1, ВЧ-4 и ТЧ-2 предложения рационализаторов годами маринуются без всякого движения. В связи с чем с 1 декабря 1943 по 1 января 1944 года необходимо провести месячник по сбору рационализаторских и изобретательских предложений в службах и хозединицах дороги.

А это, солдат, тебе

На военный лад полностью перестроилось и сельское хозяйство края. Главным продуктом, которого требовали от совхозов и колхозов, был, разумеется, хлеб. Посевная и уборочная кампании были отнесены к разряду вопросов стратегических и политических. За их ходом внимательно следили в крайкоме ВКП(б), и критика порой раздавалась нещадная:

«В некоторых колхозах, совхозах края создалось нетерпимое положение с уборкой урожая. Допущено опасное отставание в про­ведении скирдования и вывозки хлеба государству. Секретари райкомов ВКП(б), председатели исполкомов райсоветов, политотделы МТС и совхозов не преодолели вредных настроений руководителей колхозов, МТС и совхозов отнести скирдование и обмолот на послеуборочный период, забыли, что скошенный – это еще не вполне убранный хлеб, а за­держка с обмолотом является прямой угрозой своевременному выпол­нению плана хлебозаготовок.

В целях ликвидации допущенных ошибок бюро крайкома ВКП(б) постановляет: с 1 по 10 сентября провести во всех колхозах, МТС и совхозах края фронтовую декаду по завершению косовицы и скирдования хлеба, развороту обмолота урожая и вывозки хлеба государству. Секретарь крайкома ВКП(б) И. Голубев, 29 августа 1942 года».

В эти же самые дни секретарь Ермаковского райкома ВЛКСМ Соколов писал:

Если на фронте о передовой роли комсомольца судят по тому, как он решительно и смело идет в атаку, как уничтожает фашистов, то в тылу – как он работает. Во всех работах, связанных с уборочной кампанией, комсомольцы должны принять самое активное участие. Сейчас как никогда необходимо усилить сбор запасных частей к сельхозмашинам… Комсомольцы должны стать инициаторами пополнения колхозного инвентаря – кос, серпов, граблей, вил и т. д.

Сказано – сделано. Вот докладная Соколова спустя месяц:

«Всего на уборке урожая работало 4 105 учащихся, за август и сентябрь ими заработано трудодней на 84 560 т. р. Работало учащихся на сборе колосьев 979 человек. Собрали колосьев с площади 4 386 га. Хорошо поработало фронтовое звено девочек-учащихся под руководством учительницы, комсомолки тов. Ельчищевой. Звено состояло из пяти человек, работали на вязке снопов в колхозе «Пролетарий». Учащиеся, работавшие на полях, были охвачены соцсоревнованием, которое систематически проверялось, ход соревнования освещался через боевые листки, доски показателей».

В том же 1942 году колхозники сельскохозяйственной артели «Труд крестьянина» из села Подсопошное Сухобузимского района написали заметку в редакцию газеты «Ударник» под заголовком «Поможем нашим доблестным бойцам поскорее изгнать фашист­скую нечисть с нашей колхозной священной земли». На общем собрании крестьяне единодушно постановили засеять 10 гектаров зерновых сверх плана и весь собранный с них урожай передать колхозникам освобожденных от оккупации областей. Красноярцы писали:

Дорогие товарищи! Мы только еще начали массовый сев, и наши первые засеянные гектары, которые мы постановили отдать нашей доблестной Красной Армии и колхозникам пострадавших райо­нов от немецко-фашистской нечисти, являются вкладом для того, чтобы скорее изгнать гитлеровскую армию с колхозной земли. Мы должны помочь нашим братьям и сестрам скорее залечить раны, нанесенные кровожадным Гитлером, гадом, который хочет сделать нас рабами. Но этому никогда не быть. Дружной своей работой в тылу мы поможем раздавить гадину скорее, и недалеко то время, когда доблестная Красная Армия изгонит с нашей колхозной священной земли всю фашистскую нечисть.

Сверхурочно и сверх плана работали и в тасеевском колхозе «Красный партизан»:

«С охотой взялись за работу молодые пахари – подростки Петров Ваня, Дегтярев А. и Телешевский Федя из второй бригады. Соревнуясь между собой, борясь за получение переходящего красного флажка, они ежедневно перевыполняют дневное задание. При норме 0,70 вспахивают по 0,80–0,86 гектара. А Ларченко Вася из первой бригады вспахивает по 0,90 гектара, качество пахоты хорошее», – отмечала районная газета.

И совсем уж тронул меня почин колхозников колхоза «Колос» Назаровского района. В ноябре 1943 года они решили премировать воинов 392-го Красноярско-Смоленского корпусного артиллерийского полка хле­бом из своих личных закромов – за успешные наступательные действия. Я словно вижу перед собой простую крестьянскую семью, в которой вечером делят немудреные запасы зерна на зиму: «Это – нам до следующей осени. А это, солдат, тебе». Нет, победить такой народ невозможно…

При подготовке материала использована информация из книги «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (по документам архивного агентства Красноярского края).

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 июля 2024
Отремонтировали, но не почистили
Почти десять лет жители Нижнего Суэтука добиваются, чтобы в их селе привели в порядок пруд. А конца истории еще не
Без рубрики
26 июля 2024
Что ждет красноярцев на «Небофесте» 2024
Мультиформатный и мультиспортивный фестиваль «НЕБОФЕСТ» (0+) пройдёт в Красноярске на острове Татышев 28 июля. Площадку уже начали подготавливать, фотограф gnkk.ru
Без рубрики
26 июля 2024
Сибирь заряжает электромобили
В Красноярске во дворе дома 20 на улице Батурина открылась новая зарядка для электромобилей. За полтора года в рамках проекта