За страну и покосившуюся избушку

737 дней у орудия «Прощай, Родина»

За страну и покосившуюся избушку 737 дней у орудия «Прощай, Родина»

В 70-е годы я серьезно увлекся военной литературой. И уже тогда отметил такую деталь: практически вся доступная документальная, автобиографическая проза сплошь состояла из фамилий маршалов и генералов. При всем уважении к авторам, ни один из них не мог ответить на мучивший меня вопрос: как жил, что чувствовал, с какими мыслями воевал простой солдат в окопе? Но вот на рубеже веков слово наконец-то дали и простым работникам войны. Артиллерист Владимир ТЮЛЕНЕВ пробыл на фронте 737 дней. И каждый из них мог стать для него последним.

Расклепаем немца на «ура»…

Владимир Иванович – наш земляк. Он родился 21 июня 1924 года в селе Устьянск Абанского района. Семья Тюленевых была небольшая – трое детей. Семью раскулачили, отца посадили – с конфискацией имущества. Только за то, что имел жатку, которую сдавал внаем. Значит, эксплуататор.

– Как выжили, можно только удивляться. Ведь денег не осталось, хлеба не было, ничего… – вспоминал ветеран. – Мы поселились в заброшенной избушке. Она на метр ушла в землю, одно окно было на уровне земли. Поэтому, когда меня спрашивают: «За что вы воевали?», то отвечаю, что за страну, за народ, за родителей, за ставшую вдовой сестру Катю с двумя детьми, за эту покосившуюся избушку…

Все дышало предчувствием войны. К десятому классу Володя уже был обладателем значков «Ворошиловский стрелок», ПВХО (противохимическая оборона) и ГСО («Готов к санитарной обороне»), умел стрелять, перевязывать раненых и пользоваться противогазом.

– Я вспоминаю, какой у всех был высочайший патриотический настрой. Были уверены – «Расклепаем немца на «ура»!

Как с ней воевать?

Повестку Тюленев получил 22 августа 1942 года. Отправили в Коломну, в главный артиллерийский центр. Там формировался 120-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк.

– Решили готовить из нас командиров 45-миллиметровых орудий. Я подошел к «сорокапятке», посмотрел на нее и подумал: да она же совсем маленькая и легкая. Скажу честно, даже разочаровался…

Воевать с ней было сложно еще и потому, что с близкой дистанции немцы обнаруживали пушку после первого же выстрела. И сразу старались смешать ее и расчет с землей. Немудрено, что на противотанкистов в Красной Армии смотрели как на смертников. Сами же они давали такие прозвища своим орудиям – «Стволы длинные, жизнь короткая» и «Прощай, Родина».

– Каждый день мы всемером таскали это орудие в поле. Но боевую стрельбу нам показали всего один раз. Вывели на полигон, машины тянули фанерный танк, и дали по снаряду. Так и вышло, что на фронт мы отправились, не умея толком ни стрелять, ни рыть окопы, ни маскироваться…

Там перемалывают людей

Владимир Тюленев

3 марта 1943 года полк тронулся на фронт, в орловско-курском направлении.

– Я лежал на нарах, смотрел на груды разгромленной техники вдоль дороги и думал, что война-то тяжелая, затяжная. Что тут просто так на «ура» не победишь. И думал, что смерть неизбежна, но другое дело – как погибнуть и за что. Что погибнуть нужно постараться не зря и не случайно, а хоть что-то успеть сделать для победы. Так что ехал я на фронт с тяжелыми раздумьями и до самого конца войны потом не верил, что останусь живым.

Из Ельца своим ходом полк пошел к передовой. В стороне от дороги Тюленев увидел подбитый немецкий танк. Сразу подошел посмотреть.

– Вот там мы впервые увидели убитого немца. Танкист в черной форме повис, вылезая из люка… В это время подходит лейтенант Харитонов: «Давайте посмотрим, как подбили танк». И на примере этого танка провел нам целое занятие, объяснял, что да как. И вот какое первое впечатление от близости к передовой. Что называется, запах войны.

Где-то впереди нас, словно молотьба, постоянно грохотала канонада. И я все думал – кого же там перемалывают? Людей перемалывают… Тут идет полная машина с ранеными. А в ней уже кто-то из нашей 2-й батареи, кто только в ночь уехал на передовую… Для меня было просто дико: как так? Еще вчера вместе с ним песни пели, а сейчас его уже везут в госпиталь. Говорит: «Только начали разворачиваться, как нас расстреляли немецкие танки. От командира взвода остался один ремень…» И тут я опять задумался: что же нас ждет впереди?

Благодарит или проклинает?

Благодарность В. Тюленеву за штурм Кенигсберга

Начались бои. Первый раненый в расчете Тюленева – артиллерист Олейник. На одной ноге у него осколком вырвало икру, а во второй – два отверстия. Перевязали, туго перетянули ноги ремнем.

– Не поверите, но все эти годы я тревожусь: а не слишком ли туго мы ему их тогда перетянули? Когда раненых повезли в медсанбат, по дороге машина попала под обстрел, пробило радиатор, и пришлось их перегружать в другую машину. На это требовалось время, а ведь жгут нужно постепенно ослаблять. Так что я переживаю, потому что ничего не знаю: какова его судьба, довезли ли живым, спасли ли ноги? Благодарит ли нас этот Олейник или проклинает?

Солдатская судьба

27 марта немцы пошли на решающий штурм города. Разверзся ад: не то что ходить – ползать было невозможно. Такой стоял шквал разрывов. И все же наши орудия вели огонь.

– Я тогда подумал: ну все, здесь нам точно хана… Позиции располагались в очень неудобном месте, головы не поднять, только ползком… Вижу такую картину: командир орудия Бурков лежит, распластавшись, и смотрит из-под щитка. Наводчик Шашков прильнул к прицелу, заряжающий стоит наготове со снарядом, а вот подающий Степан Павлусенков сидит себе спокойно и жует черную горбушку хлеба… В моих глазах это было проявлением сверхвыдержки. Как так получается, что один только пришел на передовую, и уже всего через неделю или погибал, или попадал в госпиталь. А другие, как я, например, провоевали почти два года… Но ответа на этот вопрос так и не нашел.

Нас извлекут из-под обломков…

Памятный знак 120-го ИПТАПа

В начале ноября 1943 года полк стоял на плацдарме за Днепром у городка Лоев. Готовился прорыв. Он начался с мощнейшей двухчасовой артподготовки. Стоял страшный грохот. По дороге пошли колонны танков, новые красивые «тридцатьчетверки».

– А когда оборону немцев прорвали и мы тоже двинулись вперед, то в одном месте увидели страшную картину – груды разбросанных деталей… Ни единой целой части, мельче, чем от упавшего самолета… Сдетонировали боекомплекты. С десяток танков, а может и больше. Мы ходили по полю и с горечью смотрели на разбросанные части танков и останки танкистов… Сколько же труда было потрачено, чтобы сделать эти танки, и достаточно всего одного снаряда, чтобы труд сотен, а то и тысяч людей, не говоря уже о жизнях танкистов, пошел насмарку… Но надо понимать, что тогда мы действительно жили под девизом, как в песне: «А нам на всех нужна одна Победа, мы за ценой не постоим!»

А мы с тобой, брат, из пехоты

Но все-таки самое страшное на войне, говорил ветеран, – это воевать в пехоте. И вперед всегда первыми, а уж в каких условиях приходилось жить…

– Однажды сопровождали нашего комбата в порядки пехоты, чтобы он согласовал взаимодействие. Прошлись по траншеям переднего края. У нас был не сахар, но там вообще… Ночь, февраль, и солдаты, чтобы не замерзнуть, стоят и приплясывают на месте… И всегда пешком. Мы хоть на машинах ехали, а они пешком… Поверьте, страшное дело. Бывало, на марше нависнут на пушках прямо гроздьями, чтобы хоть немного проехать. С одной стороны, не положено, а с другой – прямо жалко на них смотреть, потому что прекрасно понимали, как им тяжело.

Герои не умирают

День Победы Владимир Иванович встретил в Восточной Пруссии. С медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией», орденом Красной Звезды и семью благодарностями Верховного Главнокомандующего.

– Хочется, чтобы память о погибших ребятах осталась. Нужно, чтобы осталась! Вы только вдумайтесь, они погибли много-много лет назад. Причем совсем молодыми, не оставили после себя детей – просто не успели обзавестись семьями. Но люди не умирают, пока о них помнят…

При подготовке материала использованы информация и фотографии с сайта iremember.ru

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности