В редакцию все чаще обращаются пенсионеры и жалуются на невозможность получить за своих родственников льготные лекарства по электронным рецептам. В аптеках требуют либо личного присутствия получателя, либо наличия доверенности, если пришел родственник. Ситуация нелепая, ведь некоторым пожилым поход в аптеку дается с большим трудом, а заверение бумаг у нотариуса выше их материальных возможностей. Вместе со специалистами разбираемся, можно ли получить препараты как раньше – по бумажному рецепту.
Система выдачи лекарств по электронным рецептам начала действовать в нашем регионе с 1 сентября. До этого в качестве «пилота» такая схема применялась в восьми медицинских учреждениях. Электронный рецепт, с одной стороны, экономит время, избавляет от вороха бумаг – аптекам приходится ежедневно обрабатывать около 20 тысяч льготных рецептов.
Кроме того, такой рецепт невозможно потерять. Несмотря на все преимущества, некоторым это нововведение лишь прибавило забот и уж точно не сэкономило ни нервы, ни время.
Пенсионер из Енисейска Валерий Андреевич С. уже в течение нескольких лет ходит за лекарствами в аптеку для своей больной жены. В один из дней он по привычке пришел за препаратом (мужчину до этого никто не предупредил, что рецепты теперь выписываются в электронном виде). Фармацевт наотрез отказалась выдавать таблетки без присутствия самой получательницы или наличия заверенной доверенности от нее. На возражение пенсионера, что жена не может ходить, и доставка ее в аптеку – это целая операция, а нотариусу придется платить деньги, чтобы заверить доверенность, – лишь пожала плечами.
Мы обратились в «Губернские аптеки» с просьбой разъяснить, насколько оправданы такие требования фармацевта и есть ли выход из этой ситуации. В компании нам пояснили – требование о личном присутствии пациента или наличии доверенности законно.
В случае, если лекарства по электронному рецепту получает сам льготник, то ему нужно иметь при себе памятку со штрихкодом рецепта, где указаны все данные о лекарстве, его количестве и т. д. Этот документ выдает лечащий врач.
Естественно, нужно иметь и документ, удостоверяющий личность. А вот если с электронным рецептом пришел законный представитель пациента, то «помимо памятки и документа, удостоверяющего его личность, он должен иметь при себе документ, подтверждающий наличие полномочий законного представителя». Иными словами, доверенность от нотариуса.
Однако Валерию Андреевичу почему-то никто ни в аптеке, ни в поликлинике не пояснил, что получить лекарство можно и по старинке – система электронного рецепта не отменила бумажный вариант. Если бы жене пенсионера выписали препарат без применения новых технологий, никто бы не требовал ни ее присутствия, ни бумажки от нотариуса.
В региональном минздраве нам пояснили, что люди, у которых схожие обстоятельства, могут требовать в поликлиниках выписать рецепт на бумаге, и отказать им в этом никто не может. При этом в ведомстве подчеркнули: чтобы избежать дальнейших неудобств для людей, в медицинских учреждениях будет усилена информационная работа с населением. Людям будут больше рассказывать о возможностях как электронных, так и бумажных рецептов.
Вполне вероятно, что когда-нибудь медики и фармацевты полностью уйдут от бумажного документооборота и перейдут на «цифру», ведь это действительно удобно, эффективно и быстро. Впрочем, даже в век высоких технологий не стоит забывать, насколько важно банальное человеческое внимание и слово. Особенно для пожилых людей.