В ведомстве отмечают – за последние годы значительно выросло количество случаев гибели и травмирования подростков в заброшенных строениях. В краевой прокуратуре и других силовых ведомствах региона не ведут отдельной статистики именно по этому виду детской смертности, однако отмечают – периодически в сводки попадает информация о происшествиях в аварийных зданиях, недостроенных или рухнувших объектах. Нашему корреспонденту удалось найти в социальных сетях множество групп любителей так называемой заброшки. Зачастую подписчиками или завсегдатаями таких пабликов становятся несовершеннолетние, ищущие адреналин или признание сверстников.
Сталкеры на минном поле
Найти современных «сталкеров» просто – вбиваем в поисковике соответствующий запрос и получаем несколько ссылок на тематические ресурсы с подробными данными.
География самая широкая – представлены практически все районы края. Подобные ресурсы есть почти во всех регионах, существуют также объединенные порталы в целом по России. Иногда наши коллеги из других изданий составляют рейтинги наиболее загадочных или неизвестных заброшенных мест, чем тоже привлекают немалое внимание и, вероятно, пополняют армию любителей неизведанного.
Пролистав ленту одной из местных групп, мы обнаружили фотоотчеты о походах в пустое бомбоубежище бывшего завода комбайнов, заброшенную промзону ЦБК, комбикормовый завод, целую фотосессию в одном из «припаркованных» на путях в Красноярске поездов…
В топ-листе соответствующего видеоканала размещены «зарисовки» с проникновениями на объекты, побегами от охраны. Очевидно, что блуждание по территории бывшего химического производства или по железнодорожным путям – не самое безопасное занятие.
Однако любителей экстрима это не останавливает. Одна из подобных красноярских групп насчитывает более тысячи членов. Тут же в социальных сетях в специальной ветке обсуждений они сбиваются в команды и договариваются вместе отправиться на «исследование».
Как правило, жесткого контроля или старшего в таком «отряде» нет – каждый делает что хочет, и никто не следит за безопасностью. Если что-то и случится, ответственных не найти. Учитывая, что подобные сообщества, как правило, открыты для всех, подсмотреть идею для очередного «приключения» может любой, в том числе ребенок.
Нам удалось поговорить с одним из участников таких походов, и он рассказал, что привлекает любителей заброшенных мест:
– Кто-то ищет необычные локации для селфи или фотосессий – таких большинство. Других притягивает романтика или своеобразная красота, третьи хотят просто нервы пощекотать – всегда есть вероятность наткнуться на сторожа. Есть отдельная каста – спортсмены. Это бейз-джамперы, паркурщики. Периодически даже в Красноярске появляются новости, что кто-то спрыгнул с парашютом с какого-нибудь здания. Мы к таким не имеем отношения, не создаем экстремальных ситуаций намеренно. Ну и стараемся соблюдать некий порядок, не лезть на рожон. И подростков с собой не берем – они выдвигаются на такие объекты неорганизованно и без подготовки. Опасности тут как на любом строительном объекте: возможность падения, так как ничего не огорожено, обрушения.
В большинстве случаев угрожающие ситуации возникают по вине самого человека. Вот, к примеру, был у нас случай несколько лет назад – пошли на «Катэк» (недостроенное здание вблизи площади Мира), прыгнули с лестницы на деревянное перекрытие, а там пустота – несколько метров вниз и ничего. Повезло – дерево выдержало. Сейчас тут усилили охрану и пройти сложнее.
Впрочем, везет не всегда и не всем. В сентябре текущего года в здании бывшего завода РТИ в Красноярске был обнаружен труп 14-летней школьницы, которая предположительно погибла после падения с высоты. Споткнуться и сорваться вниз здесь немудрено и опытному сталкеру – судя по многочисленным фото в сети, в здании полно открытых «обрывов». В неогороженное здание с разбитыми окнами, обрушившимися после пожара 2015 года перекрытиями был совершенно свободный доступ.
Таких случаев в каждом регионе можно насчитать по несколько десятков. За последние месяцы двое подростков в Удмуртии погибли под завалами не снесенного вовремя нежилого барака. Во Владимирской области бетонная плита рухнула на 12-летнюю девочку на заброшенной ферме. В Хабаровске две девочки упали с 17-го на 16-й этаж и получили травмы…
Список длинный. По статистике Счетной палаты РФ, в стране около 63 тысяч объектов незавершенного строительства. Безусловно, не все они опасны, однако в любом случае могут привлекать внимание любителей заброшенных мест.
В целом по России за последнее время прокуроры выявили более тысячи нарушений в промзонах, аварийных бункерах и на бесхозных детских площадках. К примеру, в Воронежской области удалось закрыть доступ к полю заброшенных колодцев, где очень любили гулять подростки.
Угроза рядом
На самом деле, чтобы найти приключения, подростку не обязательно вступать в группу в социальной сети. Собрать «единомышленников» после уроков – плевое дело. Наверняка многие из нас могут назвать пару «заброшек», которые у всех на виду и где любят играться дети.
К примеру, довольно часто можно наблюдать игры в войнушку или банальное хулиганство на недостроенном объекте на улице Заводская краевого центра. Рядом расположены школы № 4 и № 12. Долгострой огорожен покосившимся забором, и с виду к нему не подойти, однако местная детвора находит лазейки. Получить травму или упасть с высоты на такой «игровой площадке» ничего не стоит.
Также потенциально опасными могут быть погреба для хранения картофеля, незакрытые или оставшиеся без присмотра. Некоторые старые детские площадки (такие, поверьте, остались в городах и поселках) также таят в себе угрозу – надежность и устойчивость некоторых железных конструкций очень сомнительна.
Очевидно, что ребенка невозможно уберечь от всех опасностей. Психолог Юлия Пугачева считает, что запретами и уговорами детей не отвадишь от посещения таких мест. По ее словам, хотя технологии позволяют ограничить посещение определенных сайтов в интернете, это не останавливает ребенка. Ведь он продолжает общаться со сверстниками, которые и доносят до него информацию.
Рецепт прост и сложен одновременно – у ребенка не должно быть времени на подобные занятия. Выходом может стать секция по какому-то экстремальному виду спорта, которая и будет давать чаду необходимую дозу адреналина и признание сверстников.