Надежда Николаевна Бобкова позвонила в редакцию после выхода статьи «Магия? Нет, технология!», в которой мы рассказывали о том, как оцифровывают ФАПы в районах края. Фельдшер деревни Иннокентьевка Идринского района даже не возмущалась, просила: «Помогите провести интернет в медпункт. Деревня отдаленная, в райцентр не наездишься».
Без связи, магазина и света
Деревня Иннокентьевка находится в 80 км от райцентра – села Идринское. Местные жители говорят: дальше дорог нет, тайга. Да и сюда ведут скорее не дороги, а направления.
К нам автобус из райцентра ходит один раз в неделю – по понедельникам. Да и то, когда гололед или распутица, не приходит. У нас гора крутая. Не может в нее забраться, – рассказывает Надежда Николаевна. – Света на улицах нет. Только недавно возле школы один фонарь поставили. Магазин не работает. Сотовой связи тоже нет. Хотя в соседней Романовке поставили вышку. Подними ее немного повыше – и до нас достала бы. Все ФАПы оцифровывают, а про наш как будто забыли.
Фельдшер в Иннокентьевке – одна за всех: не только людей принимает, но и лекарства им из аптеки привозит, а в острых случаях доставляет пациентов в центральную районную больницу на собственном транспорте, сама за рулем.
Сколько просила санитарную машину, мне не дают, – сетует фельдшер. – Говорят: вам выделили скорую на куст. Машина стоит в Романовке, которая от нас в 15 км. Но как не позвонишь – скорая не приезжает, местный фельдшер не дает. Мне и анализы приходится самой в больницу возить, и людей к врачам. Бензин в тысячу рублей обходится, но не буду же я с больного деньги брать.
Надежда Николаевна считает – интернет очень помог бы в ее деле. Тогда не нужно было бы так часто в райцентр мотаться – деньги на бензин тратить. Отчетность можно по сети отправить и пациента на прием к узкому специалисту записать удаленно. В принципе, для этого и проводят цифровизацию отдаленных ФАПов.
Иннокентьевка – деревня небольшая. Прописаны здесь 79 человек, но проживает около 40. Правда, одно время приехали сюда староверы – семьями с большим количеством ребятишек. И деревня ожила. Выросла. Но во время пандемии большая часть староверов уехала. Говорят, испугались объявленной переписи населения. А в Иннокентьевке остались только три семьи да коренные жители.
Хоть 50 человек, хоть 300 – больные всегда есть, – говорит Надежда Бобкова. – Звонят мне даже ночью. Собираешься и идешь.
Стаж у местного фельдшера 35 лет, она уже пенсионер. С 2007 года работает в Иннокентьевке – всех пациентов выучила. Но на ней не только медобслуживание, но и содержание ФАПа. Медпункт здесь старенький, деревянный, с печным отоплением. Печку приходится протапливать перед приемом пациентов. «Хорошо, я рядом живу, бегаю – слежу за печкой».
Меньше ста – не положено
Ближайший магазин от Иннокентьевки в 15 км, в той же Романовке. Местные жители или на автобусе в понедельник за продуктами ездят, или на личных автомобилях.
Раньше работал магазин, но закрылся, – рассказывает глава Романовского сельсовета Сергей Кириллов. – Люди продукты в долг брали и не платили. В результате 200 тысяч рублей долга накопилось. Никто не отдает. Предпринимателю невыгодно, он и закрыл. Сколько не уговаривали бизнесменов организовать там торговлю, не хотят – нецелесообразно, низкий спрос. Люди мало покупают. Да и на автобусе практически не ездят. Иной раз смотришь – пустой идет. Умирающая деревня.
В Романовский сельсовет входит пять населенных пунктов: деревни Иннокентьевка, Королевка, Николаевка, Шадрино и село Романовка. Самый населенный центр сельсовета – 230 человек. В Иннокентьевке и Королевке по 30 с хвостиком, в Николаевке вообще никого (хотя прописаны трое), а в Шадрино один житель.
– Отсутствие магазина – беда не только Иннокентьевки. В Королевке и Шадрино его тоже нет, – поясняет глава сельсовета. – Но если Шадрино стоит около дороги, то Королевка в стороне. Туда и автобус-то только недавно стал ходить. Договорились, что раз в неделю будет заезжать.
Да и чем платить за продукты? Рабочие места только в бюджетных учреждениях. В Иннокентьевке, например, есть и библиотека, и клуб, и начальная школа. Правда, на клубе, говорят, давно висит замок, а в школе на четверых работников (учитель, два кочегара и уборщица) один ученик. Того и гляди закроется.
Сотовая связь, как и говорила Надежда Николаевна, только в Романовке. Вышку здесь поставили три года назад. Но, по словам Сергея Кириллова, радиус охвата у нее только три километра. Оборудование рассчитано на один населенный пункт. Так что поднимай – не поднимай, до ближайших деревень не достанет.
– Беда в том, что программа рассчитана на населенные пункты с населением больше 100 человек, – проясняет глава. – Там, где 30 жителей, вышку сотовой связи не поставят. В Королевке практически у всех есть спутниковые телефоны, в Иннокентьевке – в пяти домах. В деревнях висят бесплатные таксофоны. По ним по всей России звонить можно.
Медпомощь есть, даже если нет ФАПа
Сотовая связь позволила цифровизовать Романовку. В местном ФАПе интернет есть. Да и сам медпункт новенький – модульный, оборудованный современными диагностическими приборами, – открылся в апреле 2022 года. Обслуживает он несколько населенных пунктов: Романовку, Колдыбай, Королевку.
– В Идринском районе 21 ФАП, везде стоят компьютеры. Интернет подведен к 19, – рассказывает главный врач Идринской районной больницы Прохор Убиенных. – Только два ФАПа не подключены по техническим причинам. В том числе в Иннокентьевке. Пока нет возможности туда линию провести.
Нет возможности выделить Надежде Николаевне и служебный автомобиль «Нива» с хорошей проходимостью. В прошлом году в район пришел один, но при распределении приоритет отдали фельдшеру, который обслуживает несколько деревень.
– У нас есть приказ: санитарный автомобиль круглосуточно дежурит в Романовке. И жители Иннокентьевки могут вызвать его в случае необходимости, – поясняет Прохор Александрович. – Мы были на сходах граждан. Жалоб на то, что скорая не приезжает, не поступало. А медицинская помощь жителям отдаленных деревень оказывается в полном объеме. Проводится вакцинация, профосмотры, приезжают передвижные маммографы, флюорографы. А когда прибывает из Красноярска автопоезд здоровья, мы из маленьких населенных пунктов подвозим к нему людей.
Впрочем, как говорит главный врач Идринской районной больницы, вопрос о цифровизации ФАПа в Иннокентьевке с повестки дня не снят. Но проводить интернет сюда будут только в том случае, если фельдшер не уедет.
Когда готовился к публикации материал, Надежде Бобковой поступило предложение возглавить медпункт в другой деревне – Большие Кныши. Здесь проживает более 300 человек, новый модульный ФАП с современным оборудованием, на очереди выделение служебного автомобиля. Вот только фельдшера нет.
Но речи о закрытии ФАПа в Иннокентьевке не идет (хотя ФАП не положен деревне с населением меньше 100 человек. – НКК), – заверил нас Прохор Убиенных. – Переедет Надежда Николаевна, жителей деревни будет обслуживать фельдшер Романовки или мобильный медпункт. У нас в 10 населенных пунктах нет ФАПов. Но это не значит, что люди не получают медпомощь.