О Великой Отечественной войне написано много книг, воспоминаний участников, снято немало фильмов. И, кажется, в ее истории не должно остаться белых пятен. Но время от времени в летописи тех лет появляются новые страницы о малоизвестных событиях. Одна из них – строительство «Дороги Победы».
27 января считается днем освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 73 года назад закончилась 872-дневная осада города на Неве. А за год до этого – 18 января 1943 года – удалось освободить от захватчиков небольшой участок. Этот факт хорошо известен. Но мало кто знает, что вечером того же дня Государственный комитет обороны СССР издал постановление о строительстве на клочке освобожденной суши железнодорожной ветки между Шлиссельбургом и станцией Поляны, чтобы надежно соединить изнемогающий без продовольствия, лекарств и необходимых для жизни вещей город с Большой землей.
Для режиссера Федора Попова история об этом героическом строительстве стала настоящим откровением. Он взялся ее изучать и понял: не простит себе, если эта страница Великой Отечественной войны так и останется малоизвестной.
– Лет 7–8 назад я прочитал в журнале статью Дмитрия Каралиса про «Дорогу Победы», – вспоминает режиссер. – Ветку построили в январе 1943 года: 33 километра за 17 дней, под обстрелами и бомбежками. Коридор шириной всего в несколько километров почти полностью просматривался врагом и насквозь простреливался. Дорогу строили пять тысяч человек, в основном женщины, поскольку мужчины были на фронте.
Среди строителей было много девушек, вчерашних школьниц, переживших первую, самую страшную блокадную зиму. Они пришли на курсы железнодорожников, чтобы выжить (там был побольше паек), и попали на эту стройку. А потом, до самого снятия блокады, под непрерывными обстрелами ночами гнали по ней поезда – сделать это днем было нереально. Чтобы объяснить, почему с таким остервенением бомбили и «Дорогу жизни», и «Дорогу Победы», стоит напомнить, что в первые же дни блокады Гитлер заявил, что Ленинград должен быть стерт с лица земли и что Германия не заинтересована в сохранении жизни мирного населения в городе. А в ноябре 1941-го, взбешенный сопротивлением советского народа, он еще раз указал, что Ленинград должен умереть голодной смертью… Генералов, которые не были готовы воевать с детьми, стариками и женщинами, неистовый Адольф убирал.
Узкий кусочек суши (от 8 до 11 километров) вдоль Ладожского озера его защитники и железнодорожники между собой называли «коридором смерти», каждую ночь они теряли там своих товарищей. По дороге перевозилось до 75 процентов грузов в осажденный Ленинград, после первого эшелона жителям заметно увеличили паек.
Одна из тех девушек-железнодорожниц – Мария Ивановна Яблонцева до сих пор живет в Петербурге. Она сначала строила «Дорогу Победы», а потом работала на ней – стояла в живом коридоре, под бомбежками фонарем сигнализировала поездам, возможен ли проезд.
Федор Попов заказал сценарий, дважды заставлял переписывать, но в итоге разыскал автора той самой, перевернувшей его душу статьи, – Дмитрия Каралиса, и они вместе взялись за дело. Фильм назвали «Коридор бессмертия». Прототипом главной героини стала Мария Яблонцева. Официальный консультант фильма писатель-фронтовик Даниил Гранин, прочитав сценарий, сказал: «Девчонки очень настоящие, я знал таких!»
– Это молодые девчонки, которые перед войной окончили школу, им примерно по 19 лет. Они оказались в нечеловеческих условиях, тем не менее влюблялись, радовались земным радостям. Потому что четыре года войны – это тоже жизнь, – говорит режиссер.
Съемки поддержали министерство культуры Санкт-Петербурга, движение «Бессмертный полк России», Российское военно-историческое общество и другие организации. Но история фильма оказалась драматичной: в самый разгар работы деньги, выделенные на производство минкультом, пропали в одном из лишенных лицензии банков.
– Когда мы столкнулись со всеми этими трудностями, я утешал себя, что тем, про кого мы снимаем кино, было в тысячи раз сложнее, – признается Федор Попов.
Тогда к поддержке проекта присоединились будущие зрители (желающие могут и сейчас сделать это на официальном сайте koridor-bessmertiya.ru). Конечно, средств было собрано недостаточно, чтобы завершить многомиллионный проект, но после получения всенародной поддержки отступать Попову и его команде уже нельзя. Поэтому, несмотря на все трудности, режиссер уверен, что завершит работу над фильмом в 2017 году, чтобы выпустить в прокат к юбилею прорыва блокады.