Забытая трасса

Что на самом деле мы знаем об Алсибе?

Забытая трасса Что на самом деле мы знаем об Алсибе?

29 мая 1943 года в шести километрах от станции Кача рухнул на землю военный самолет А-20 «Бостон». Погиб весь экипаж – четыре человека. Это была одна из 11 авиакатастроф, произошедших в нашем крае с 1942 по 1945 год – во время перегона американских самолетов по секретной воздушной трассе Красноярск – Уэлькаль, соединившей СССР и США. Об этом воздушном мосте ничего не было известно вплоть до середины 90-х.

«Здесь могут летать только сумасшедшие»

Эта трасса была создана в начале войны для перегона на фронт самолетов, полученных нашей стороной по ленд-лизу, то есть фактически взаймы, от Соединенных Штатов. Советскому Союзу, понесшему в самом начале войны колоссальные потери, такая помощь была жизненно необходима.

Всего за время существования Алсиба через Красноярск на фронт ушли 8 094 самолета, 18 753 тонны оборонных грузов и 319 тонн почты. По трассе, которая была недостижима для немецких ВВС. 6 450 км – без точных карт – через тундру и тайгу, над полюсом холода и двумя хребтами.

– Американцы сразу сказали: здесь могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские, – вспоминал позже Илья Мазурук, Герой Советского Союза, полярный летчик, генерал-майор авиации, командир 1-й перегоночной авиадивизии.

Алсиб можно и нужно назвать трассой мужества: жесткие климатические условия с плохой видимостью, высокогорье. Летали в кислородных масках, кислорода хватало часто только на две трети пути, а мороз был таким, что самолеты в полете обрастали ледяной коркой. Для полноты картины необходимо напомнить, что техника, которую перегоняли летчики, была им малознакома. Обучение полетам на импортных самолетах, как и все в военное время, шло очень быстро, техническая литература была на английском, которого советские граждане, конечно же, не знали. Наши летчики приклеивали переводные таблицы рядом с приборами, отмечали на приборной доске допустимые зоны, чтобы хоть как-то ориентироваться в показаниях.

Говорят, на всех пяти отрезках Алсиба через каждые 100 километров можно ставить памятник: трасса забрала жизнь 115 советских перегонщиков.

Город как памятник

Самолет Бостон.jpgКрасноярск не случайно был выбран конечной точкой маршрута: в это время у нас был не только отличный аэропорт, но и авиационные специалисты высокой квалификации. Красноярский аэроклуб основан в 1934 году, именно на его базе сформирован в Великую Отечественную ночной бомбардировочный авиационный полк, прославившийся на Карельском фронте. Многие красноярские летчики полярной авиации были направлены в перегоночные полки, большинство погибло, но почему-то «осязаемой» памяти в нашем городе не осталось – нет ни одного монумента. Хотя такие памятные знаки должны стоять чуть ли не по всему городу и пригороду. Самолеты терпели крушения и рядом с железнодорожным мостом, самим аэродромом, на берегу Енисея в районе Октябрьского моста. Снежница, Зеледеево, Злобино, Бугач, Кача – все это места гибели пилотов, которые так и не добрались до фронта.

Каждое «летное происшествие» скрупулезно фиксировалось в отчетах: за взятое взаймы нужно было отчитываться, именно поэтому так точно установлены все места катастроф.

– Во время войны к гибели в тылу относились совсем не так, как к гибели на фронте, – объясняет Вячеслав Филиппов, авиационный инженер, историк-краевед и поисковик. – В архивных документах часто нет данных, похоронен погибший экипаж или нет. Во многих написано: «Сгорел вместе с самолетом» или «Похоронен на месте катастрофы». Где именно? Могилу найти можно только случайно.

Тема Алсиба интересует Вячеслава Викторовича с 8-го класса.

– Это уже почти хрестоматийная история, – рассказывает он. – В 8-м классе в нашу поисковую группу пришла бабулька и говорит: «У меня возле дачи американский самолет разбитый…» Естественно, сначала не поверили – но поехали с ней. Я в 15 лет в первый раз эти обломки увидел – и только в 50 хоронил экипаж. О чем это говорит? О равнодушии? Ведь не глухомань и тайга – это рядом с дачным массивом Крючково, люди ходили по тем обломкам самолета.

«Найди нас»

Запрет на любую информацию об Алсибе привел к появлению полуфантастических слухов. В черте Зеленогорска на старом деревенском кладбище долгие годы стояла безымянная пирамидка со звездочкой. Местные говорили, что это разбились трое летчиков на военном американском самолете. Один остался жив, фамилия у него была Непомнящий, но его «НКВД забрал»… Легенда была не очень хорошей – чуть ли не враги народа, специально разбившие самолет.

– Перед очередной годовщиной Победы местные краеведы решили поставить памятник летчикам, – вспоминает Вячеслав Викторович. – Обратились к мэру: надо, мол, памятник нормальный справить. Он: «Кому?» Информация-то противоречивая, во время войны все было. Я начал искать в архивах – нет данных об этом летном происшествии.

А дальше, по словам поисковика, началась настоящая мистика. В очередной приезд в архив Министерства обороны он повторно изучил все сводки летных происшествий – нет этой катастрофы. В последний день перед отъездом решил просмотреть папки со статистикой, отчетами, в которых в принципе этой информации быть не могло.

– Открываю одну папку наугад – и прямо на этой катастрофе. Впадение речки Белой в устье Кана… Просто человеческий фактор – вшили отчет не туда. Я бы никогда не нашел, если бы не эта случайность, – рассказывает Филиппов. – Звоню в Зеленогорск своей соратнице по поиску Лидии Коршуновой, в Зеленогорске глухая ночь, ору в трубку: «Я их нашел, нашел!» Отмыли людей от грязи.

Это был не американский самолет, как запомнили местные: по трассе перегоняли и машины с Иркутского авиазавода – это был пикирующий бомбардировщик Пе-2. Отказали двигатели, садиться некуда – увидели прогалину, а это река. Разбились, в живых остался стрелок-радист Иван Непомнящий.

Экипажу поставили красивый памятник, нашли родственников, которые не знали, где именно лежит их солдат: в похоронке было написано, что погиб при исполнении служебных обязанностей, а где именно – ни слова.

– Вы знаете, невольно начинаешь верить во многое, – делится Вячеслав Викторович. – Когда ищешь информацию о солдатах – и вот так случайно она находится. Они как будто сами оттуда, сверху, говорят нам: «Вот они мы, найди нас наконец-то!»

Погружаясь в забвение

Но, как оказалось, слухи и домыслы – не самое страшное, что ждало Алсиб. «Запрещенная» во времена холодной войны трасса Красноярск – Уэлькаль погружается в забвение. Оказалось, что «политический момент», который, как показывает жизнь, никогда не бывает благоприятным, продолжает играть в судьбе этого сверхсекретного воздушного моста решающую роль. Памятники перегонщикам есть на Аляске и в Якутии, но никакого памятного знака, кроме скромной мемориальной доски Молокову и плит на мемориале погибшим летчикам на Троицком кладбище, установленных по инициативе и руками тех же самых поисковиков, в Красноярске нет. Часть деталей того самого самолета, с которого начался Алсиб для Вячеслава Филиппова и для учеников лицея № 11 во главе с директором школьного музея Ольгой Леонидовной Подборской, недавно все-таки передали американской стороне. Для памятника летчикам Второй мировой, который будет установлен в Сан-Франциско…

А на нашей земле, взрастившей летчиков, способных проложить воздушную трассу там, где летать нельзя в принципе, память об их подвиге так и канет в Лету.

Память никому не нужна?

В Эвенкии в районе Волчанки в 1947 году аварийно сел в болото ленд-лизовский С-47 «Дуглас», работавший в войну и после войны в полярной авиации. При посадке машина серьезно не пострадала, пассажиров и часть экипажа эвакуировали с места трагедии на 19-е сутки, а самолет оставили. Болото сделало вывоз летной техники практически золотым. Вот и стоит с тех пор в тундре транспортный самолет, попавший к нам по ленд-лизу. Поисковики говорят, что хорошо бы доставить его в Красноярск и сделать памятником советским летчикам-героям, но собрать деньги на его вывоз просто невозможно. Хотя по большому счету тот «Дуглас» и есть настоящий памятник – олицетворение Алсиба – трассы, в необходимости которой никто ни тогда, ни сейчас не сомневается, но и память о которой оказалась как-то не к месту.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности