«Это не мы строим храм, это храм строит нас!» Этот афоризм родился у меня много лет назад, когда только-только я начинал строить свой первый храм в деревне Лесколово Ленинградской области. Большой, а по деревенским меркам просто огромный. Без крыши, без окон и дверей, брошенный, поросший черным грибком недострой.
Помню, как обошел сие сооружение вокруг, упал на колени и возопил: «За что, Господи?!» А за спиной – никого! Ни собственных денег, ни богатых друзей, ни связей во властных структурах. Бог и его новоиспеченный служитель. Да еще горстка унылых, изверившихся прихожан.
А дальше начались чудеса! Рассказать, как находились помощники и средства, как прихожане строили храм, не хватит целой книги. Но, как оказалось, это и не главное…
Храм строили наши души – вот это было настоящее чудо! Очень многие из тех, кто участвовал в строительстве храма, делились со мной добрыми переменами, которые происходили в их жизни. И укрепляли мою веру.
Здесь, в тайге, все еще сложнее. Открытые, щедрые, добрые сибиряки, готовые всегда прийти на помощь. Но… абсолютно равнодушные к Церкви. Те, которых в храм калачом не заманишь.
И в этом нет их вины. Глядя на старинные фотографии большого прихода, понимаешь, что раньше было иначе. Просто 100 лет без Церкви сделали свое дело. Выросло несколько поколений, которые слова о Христе ни разу не слышали. Наших, родных, русских людей!
Проповедь здесь нужнее всего! Храм здесь нужен!»
Это письмо иерей Андрей Гребенюк, настоятель Верхнеусинского прихода Ермаковского района, написал всем, кто читает его страницу в социальных сетях. Более десяти лет назад он дал обет построить храм Николая Чудотворца. И постоянно движется к этой цели, встречая на своем пути добрых людей, которые творят настоящие чудеса.
Время пришло
Село Верхнеусинское Ермаковского района – самая дальняя точка Минусинской епархии, отстоящая от Минусинска на 280 км. Это один из южных форпостов Красноярского края, который расположен на границе с Республикой Тыва, на левом берегу реки Ус в межгорной котловине Западного Саяна, между Куртушубинским и Араданским хребтами, на высоте 680 м над уровнем моря.
Это тупиковое село, дальше дороги просто нет. Как оказался в этой таежной глуши отец Андрей, который служил в Ленинградской области, – отдельная история. И не менее чудесная.
Родился он на юге нашей страны – в Ставропольском крае. Сын священника, внук священника, двоюродный правнук архиерея с детства был музыкальным ребенком, участвовал в художественной самодеятельности. А потому после окончания школы поступил в Санкт-Петербург на регентское отделение духовной академии. Долго работал регентом (дирижером церковного хора) Невской лавры и Знаменской церкви Царского Села – той самой, в которую еще лицеистом ходил Пушкин. Затем уехал в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь в Ленинградской области. И стал священнослужителем.
Отец Андрей говорит: всегда этого хотел. Только считал, что нужно ему «дозреть», ведь служение у престола – большая ответственность и за людей, и за слово.
– Нужно самому вырасти, чтобы исповедь у людей принимать, – считает иерей Андрей Гребенюк. – В 34 года я понял, что уже пора.
Служил сначала в деревне Юкки, затем стал настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери в Лесколово недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь и пришлось ему достраивать тот самый «поросший черным грибком недострой», о котором он пишет в своем письме. Три года ушло на то, чтобы храм Смоленской иконы Божией Матери был освящен и открыл свои двери для прихожан.
Все это время я жил с мыслью о том, что должен построить храм Николая Чудотворца, – рассказывает отец Андрей. – В 2013 году в душевном порыве я дал обет святителю построить ему храм. У меня не было идей, где это будет и как. Сказал об этом епископу, он ответил: «Не спеши, Господь сам откроет, когда придет время».
И время пришло.
На границе с Тывой
Владыку Игнатия, который рукоположил отца Андрея, перевели на Минусинскую кафедру. И иерей решил уехать вместе с ним в Сибирь. Признается: никогда не забирался так далеко, но знал – бабушка его была откуда-то из сибирских мест.
– Почему мне пришла такая идея – не знаю, – размышляет батюшка. – Наверное, пришла пора обету исполниться.
Его оставляли служить в Минусинске, а он не соглашался – колесил по окрестностям, искал свое место. Объехал Минусинский район, Курагинский, Ермаковский. Так и доехал до самого дальнего села Минусинской епархии.
– Первое, что меня поразило, – красота дороги. Идет она через природный парк Ергаки, через Араданский перевал, – рассказывает отец Андрей. – Доехал я до Верхнеусинского, выхожу из автомобиля по форме – в подряснике, а мне навстречу маленькая девочка бежит: «Батюшка приехал! Оставайся у нас!»
И он остался.
В Верхнеусинском уже несколько десятилетий существовал молельный дом, но службы проходили очень редко. Местные жители уже 15 лет просили прислать им священника. И вот свершилось!
Отец Андрей изучил историю места, выяснил: раньше это село было второе по значимости во всей епархии, здесь проходила граница с Урянхайским краем (сейчас это Тыва), стоял пограничный отряд. И более того, в начале XX века в Верхнеусинском построили большой красивый Никольский храм, который снесли в 1930-х годах. И батюшка решил восстановить его.
А вокруг – чудеса
Первое, за что взялся таежный батюшка, – привел в порядок старую молельную. Заказал в Питере икону Николая Чудотворца – оригинальную, не похожую на другие.
– У нас получился Никола Таежник, потому что село в глухой тайге, и люди себя называют таежниками – живут лесом, – рассказывает отец Андрей.
В апреле 2024 года эту икону доставили в отдаленное село Красноярского края. Все жители вышли встречать ее к поклонному кресту, который стоит за семь километров от населенного пункта. Шли пешком, несли дорогого гостя в молельный дом.
А в июне прошлого года заложили первый камень на месте алтаря будущего храма Николая Чудотворца. Тогда батюшка еще не знал, какими усилиями будет строиться эта церковь. Но, говорит, вокруг творились чудеса. Совершенно необыкновенным образом находились радетели и мастера, помогали местные жители, предприниматели в Санкт-Петербурге. В Северной столице, например, льют колокола для таежного храма, уже слепили скульптуру Николая Чудотворца. Двухметровый бронзовый Николушка станет главной достопримечательностью тупикового села. Заказали в Санкт-Петербурге и уникальную конструкцию купольного «неба». Сделать полусферу из дерева – крайне сложная задача.
За год уже построен фундамент храма, начали рубить стены. Храм задумали сделать бревенчатым, изготавливают его в соседнем Курагинском районе. 22 июня его уже привезут в Верхнеусинское и начнут собирать.
– Надеемся, к августу сруб встанет на свое место, – говорит отец Андрей. – А вот с кровлей пока не понятно. Денег на нее банально нет. Молимся, чтобы отозвались добрые люди, посодействовали с кровлей. Иначе пойдут дожди и храм останется под открытым небом.
Как помочь в строительстве храма Николы Таежного в отдаленном селе Верхнеусинское Ермаковского района, можно найти на сайте храма.
Фото из архива отца Андрея