На неделю Красноярск превратился в балетную столицу России. Сюда на третий международный конкурс «Балет XXI век» приехали представители 12 ведущих балетных конкурсов мира и танцевальных школ Италии, Турции, Болгарии, Киргизии. Искусствоведы и хореографы пытались развеять мифы, возникшие вокруг самого популярного балета Петра Ильича Чайковского, а также разбить сложившееся в России несерьезное отношение к балетной школе провинции.
Шаг к международности
Каждые два года в нашем театре оперы и балета собирается весь цвет балетной общественности страны. Так было в прошлые – 2010 и 2012 годы, нынче сибирский форум сделал новый шаг – стал международным. А конкурс «Гран-при Сибири» принят в Международную федерацию балетных конкурсов. Как считает организатор форума – директор Красноярского государственного театра оперы и балета Светлана Гузий, это событие открыло для театра хорошую перспективу сотрудничества с лучшими мировыми балетными проектами, артистами и специалистами в области танца.
Художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев – участник уже второго красноярского балетного форума, считает, что «международность» просматривалась в этом событии еще два года назад – в 2012 году:
– Когда я первый раз приехал в Красноярск, ощутил теплую атмосферу и желание организаторов сделать не просто конкурс, а событие. Два года назад самый большой вопрос, который интересовал меня, – сколько участников конкурса. И когда мне сказали – 17 человек, я взгрустнул. На форуме представительство должно быть побольше. Прошедшие два года не просто изменили форум, они изменили мир в вашем доме. Нынче в конкурсе участвует 51 танцор.
Конкурс молодых танцоров проходил и в прежние годы. Возможно, популярности сегодняшнему, международному конкурсу прибавили результаты тех маленьких состязаний. Специалисты отмечают, что все лауреаты красноярского конкурса позже подтвердили это звание на других, более высоких состязаниях. А это говорит о профессионализме участников и непредвзятости жюри.
Генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов как большое достоинство красноярского «Гран-при» отметил появление второй – старшей – группы конкурсантов. На прежних форумах состязалась в танце только младшая группа – до 22 лет. То есть конкурс был рассчитан на учащихся хореографических училищ и молодых артистов, делающих первые шаги в труппах своих театров.
– Сейчас это полномасштабный международный конкурс, который встал в ряд самых престижных состязаний мира, – отметил Сергей Усанов. – В нем присутствует младшая группа – до 19 лет и старшая – до 26 лет.
А сильнейшие – кто?
Представительное жюри, прибывшее на сибирский конкурс не только из ведущих театров России, но и из Японии, Турции, Италии, Болгарии, Эстонии, было поражено количеством заявок от желающих завоевать красноярское «Гран-при». Несмотря на то что ориентировались организаторы на 40 исполнителей, приехать пожелали 70 танцовщиков. И уже в первом туре – заочном – жюри пришлось тщательно отбирать самых сильных, достойных участия в конкурсе. В итоге на сцену Красноярского театра оперы и балета со своими номерами вышел 51 исполнитель.
Впервые приехавшая в Красноярск ректор Римской академии танца Маргерита Паррилла была приятно удивлена. Она призналась, что это посещение развеяло сложившийся в западном мире миф о российской глубинке как об отсталой в культурном отношении территории.
Конкурсные просмотры шли несколько дней с утра и до позднего вечера. Танцорам приходилось несколько раз выходить на сцену, демонстрируя свое искусство и доказывая высокий уровень подготовки. Конкуренция была очень высокой. В Красноярск съехались ведущие солисты Большого театра, театра Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского театра из Санкт-Петербурга, Одесского национального театра оперы и балеты, «Астана опера», государственного театра оперы и балеты Анталии и других театров мира. Блистали не только старшие танцоры, но и конкурсанты младшей группы, окончившие с золотыми медалями хореографические учебные заведения.
В итоге лучшими были признаны 18 конкурсантов (в некоторых номинациях победителями стали два человека). Лучшую подготовку и мастерство продемонстрировали танцоры из Москвы, Украины и Казахстана, но настоящим открытием конкурса стала балерина из Казани Кристина Андреева. Она получила «Гран-при Сибири». Красноярцы, представлявшие театр оперы и балета в старшей возрастной группе, не попали в «шорт-лист». Призовые места заняли лишь младшие – Георгий Болсуновский (третья премия среди юношей) и Елена Свинко (вторая премия среди девушек).
Сказка или образ сумасшедшего
Разнообразная программа форума (выставки, кинопоказы, премьеры и круглые столы) была посвящена одной общей теме – творчеству замечательного композитора Петра Чайковского, и в частности – его первому балету «Лебединое озеро». Это произведение считают символом отечественной культуры и даже некой лакмусовой бумажкой настроений в обществе. Директор Красноярского хореографического колледжа Аркадий Зинов, и сам танцевавший в нескольких постановках этого балета, заметил:
– Версия «Лебединого озера», идущая в стране, отражает эпоху. Как только в государстве что-то происходит, рождается версия с совершенно непонятным сюжетом «Лебединого озера».
И в России, и в зарубежных театрах существует немало версий этого балета русского композитора. Каждый режиссер стремится изложить свое видение сказочного сюжета. То это публичный дом, в который попадает мальчик-мажор и влюбляется в проститутку, то лебеди-мужчины раздирают своего товарища из-за любви к принцу, а то принца помещают в сумасшедший дом, где он борется с собственными галлюцинациями. В принципе, как считают искусствоведы, последняя версия не лишена смысла. Существует миф о том, что балет «Лебединое озеро» Чайковский написал под влиянием музыки Вагнера, который был хорошо знаком с Людвигом Баварским – немецким королем-сказкой. Вокруг жизни короля Людвига столько мифов, что трудно разобраться, где правда, а где ложь. Рассказывают, что Людвиг все свое детство провел в замке Хоэшвангау (Лебедином замке). Стены его украшали сцены из средневековых легенд, в том числе и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Лебединый рыцарь будоражил впечатление Людвига Баварского, а сам он любил подолгу любоваться лебедями на озере рядом с замком. Король-сказка настолько ушел в мир лебединых фантазий, что к финалу жизни у него начали возникать галлюцинации.
Первые слушатели говорили Чайковскому: «Вы взялись за немыслимый сюжет, непонятный простым смертным. Танцевать ваш балет невозможно. Это скорее симфония». Как известно, премьера «Лебединого озера», поставленная по версии Чайковского, не понравилась публике. И о балете забыли. Через несколько лет возродил его известный хореограф Мариус Петипа, его постановка «Лебединого озера» в России считается канонической.
Искусствоведы отмечают: возможно, Петипа был прав, перекроив произведение великого композитора. Тем не менее современные хореографы-постановщики с завидной настойчивостью пытаются вернуться к той первой постановке «Лебединого озера», придуманной самим Чайковским. Премьера балета, поставленного по оригинальному либретто Петра Ильича, прошла и в Красноярске. Художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров решил вернуть балету первоначальное звучание.
Балетный критик Александр Максов, прибывший на форум в Красноярск, отметил:
– Когда по музыке Чайковского ставился балет, возникли некие противоречия. Они производили впечатление, что музыка не адекватна воплощению. Петипа, титан балетной драматургии, перекроил спектакль, и колдовская скрипка стала принадлежать Одилии. Одно дело, когда под эту музыку танцует пейзанка, а другое – героиня, которая околдовывает, меняет сознание принца. Ученые-исследователи в восторге, когда обнаруживают черновики, записи композитора. Им кажется, что они проникли в лабораторию художника. А практики, следуя этой идее, пытаются восстановить обнаруженные на чердаках записи в художественное произведение. Это очень неблагодарная и опасная задача. Время отшлифовало, дало жизнь этому спектаклю, и восстанавливать его в первоначальном варианте, от которого отказались сами авторы, очень опасно – может привести к противоположному результату.
Вокруг балета возникают споры с момента его написания. И сегодня ни критикам, ни хореографам, ни искусствоведам не удается прийти к общему мнению – как трактовать тот или иной образ. В красноярской постановке принц – тот самый мечтающий, углубленный в придуманные образы Людвиг Баварский. Он практически не участвует в жизни дворца и конфликтует с матерью-королевой из-за нежелания жениться на живых принцессах.
– Я бы большую задачу дала принцу, – поделилась латвийская балерина Лита Бейрис. – Это образ драматический.
Искусствоведы считают: балет «Лебединое озеро» – лишь музыкальные зарисовки Чайковского, потому и возникает вокруг этого произведения столько споров. Так что все в руках режиссеров, постановщиков, хореографов, творцов.
Фото: Сергей ЧЕРНЫХ