Закон о ППЖ оказался неподъемным для сельхозпроизводителей Красноярского края: навоза куча, а денег нет

Закон о ППЖ оказался неподъемным для сельхозпроизводителей Красноярского края: навоза куча, а денег нет
Фото Олега Кузьмина

За два года с сельскохозяйственной карты Красноярского края исчезло около 80 животноводческих ферм. Причина – в сложности реализации федерального закона «О побочных продуктах животноводства», который вступил в силу в 2023 году. Условия нормативного акта оказались не подъемными для мелких фермерских хозяйств.

Навоз загрязняет поля и реки

Летом этого года члены палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края по многочисленным жалобам пригородных территорий провели проверки на полях Емельяновского муниципального округа. Выяснили: местные сельхозпредприятия систематически нарушают положения закона, а вместе с тем и загрязняют окружающую среду – почву и реки.

— В палату экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края поступает много жалоб на многочисленные нарушений, которые допускают сельхозпредприятия. Это загрязнение воды, почвы и воздуха отходами жизнедеятельности животных. Летом мы провели общественную инспекцию нескольких предприятий. Проверки показали серьезные превышения загрязняющих веществ, — говорит председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи региона Павел Гудовский.

Так инспекция двух животноводческих предприятий в Емельяновском округе показала, что отходы жизнедеятельности животных сваливаются на поля, а жидкие фракции сливаются в реку. Пробы воды продемонстрировали значительные превышения загрязняющих веществ, характерных для стоков свинокомплексов. Это подтвердило факт несанкционированного сброса нечистот.

Все материалы по свинокомплексу, располагающемуся в Емельяновском округе, были переданы в надзорные органы, и Россельхознадзор уже вынес решение: к концу первого квартала следующего года предприятие должно полностью устранить все нарушения и очистить почву от отходов.

Как говорят общественники, это точечное решение проблемы. Кстати, таких решений уже немало вынесено в Красноярском крае и не только Россельхознадзором, но и судебными органами. А подходить к проблеме необходимо комплексно: стимулировать сельхозпредприятия, занимающиеся разведением скота и птицы, соблюдать закон.

Для мелких условия неподъемны

Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства» вступил в силу в 2023 году. С одной стороны нормативный акт должен был повысить эффективность вовлечения ППЖ (побочных продуктов животноводства) в сельскохозяйственное производство, в том числе для воспроизводства плодородия сельхозземель. Дело в том, что не переработанные отходы животноводства несут опасность для экологии и здоровья людей. Именно поэтому продукты жизнедеятельности скота и птицы ранее относились к опасным отходам, а обращение с ними требовало лицензий, а также выплат за негативное воздействие на окружающую среду. А федеральный закон № 248 прописал: применять навоз можно, но только в переработанном виде – так сказать, обезвреженном. Приобретай  специальную перерабатывающую установку – и хочешь продавай переработанные отходы, а хочешь вноси на свои поля.

Сельхозпроизводителю законодатель предоставил на выбор и альтернативный вариант: можно по старой схеме признать помет и стоки отходами и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Но для этого необходимо оформить лицензию на обращение с отходами, получить лимиты на размещение навоза, пройти государственную экологическую экспертизу технологии утилизации, включить в Госреестр объекты размещения отходов. А перед этим – построить лагуны и навозохранилища по всем правилам. Навоз можно размещать только на забетонированном или глиняном покрытии.

Как говорит фермер, координатор проекта Народного фронта России «Народный фермер» в Красноярском крае Андрей Болсуновский, этот нормативный акт стал пагубным для малых фермерских хозяйств.

— В малых сельхозхозяйствах навоз с 2023 года фактически не вывозится с территорий. Большому предприятию проще оборудовать и переработку, и площадку накопления – у них достаточно для этого и средств, и земли, — говорит Андрей Болсуновский. – А у предпринимателя малой формы ферма расположена на пяти — десяти гектарах, остальные земли выпасные, да и то находятся километров за 10 от базы. Нет производства с посевами. Так что возить навоз туда невозможно. А реализовывать населению – опасно, да и противозаконно.

Как говорит фермер, сейчас мелкие сельхозпроизводители складируют навоз на глиняных площадках, бетонные для них оказались не по силам. По примерным подсчетам Болсуновского строительство одного такого специализированного полигона обойдется в семь миллионов рублей. Половина при этом уйдет на подготовку проектно-сметной документации.

— Если и дальше так пойдет, можно прогнозировать уход с рынка большинства мелких фермеров, — считает координатор проекта «Народный фермер».

Заявлений на госпомощь мало

По информации министерства сельского хозяйства Красноярского края, за последние два года количество хозяйственников на селе итак сократилось. В 2023 году из реестра выбыло 43 сельхозтоваропроизводителя, в 2024-м – 34 хозяйства, которые занимались молочным и мясным скотоводством.

— 45 процентов предприятий молочного скотоводства в крае работают по устаревшим технологиям. Например, стадо на привязном содержании. И их уход с рынка связан не только с ППЖ. Слишком большие затраты. Многие предприятия прекращают существование из-за невозможности производить конкурентоспособную продукцию, — говорит начальник отдела развития животноводства и племенных ресурсов министерства сельского хозяйства Красноярского края Леонид Богданов.

На сегодняшний день в крае насчитывается 269 тысяч голов крупного рогатого скота, 432 тысячи свиней и 5,9 миллиона птиц. Общий объем отходов животноводства составляет 2,5 миллиона тонн. Некоторые предприятия завершают строительство хранилищ для навоза и устанавливают сепараторы. Но проблемных больше.

— Проблемы заключаются в отсутствии современных технологий хранения и переработки навоза, особенно для фермерских хозяйств. Требования законодательства, например, о наличии глиняных площадок, трудновыполнимы в сибирских условиях из-за морозов, — отметил Леонид Богданов.

Минсельхоз проводит и надзорную деятельность по ППЖ, и господдержку предлагает. Но заявлений мало. К тому же сейчас изменилась форма предоставления субсидий. Если раньше сельхозпроизводители получали от государства 50-процентный аванс на строительство площадок накопления отходов животноводства, сейчас могут компенсировать только треть затрат. И то уже после строительства накопителя, предоставив всю необходимую документацию. А с ее оформление у фермеров проблема: не всегда могут собрать полный пакет документов.

Под одну гребенку

Как говорит Леонид Богданов, в нашем регионе впереди по внедрению новых технологий идут птицеводческие и свиноводческие предприятия. Они не только площадки строят, но и сами разрабатывают методы переработки отходов жизнедеятельности животных и птиц. Например, одна из птицефабрик в Емельяновском муниципальном округе вводит в навоз кисломолочные бактерии. В результате из отхода получается полноценный продукт, который можно вносить на поля или продавать населению. Есть технологии создания лагун и переработки биогаза.

Свою лепту в производство продукта из отхода вносит и Красноярский аграрный университет. Здесь ученые работают над созданием технологии разложения навоза с помощью электромагнитных излучений.

Но ее внедрение – дело будущего, а придумывать, как избавляться от отходов жизнедеятельности коров и свиней животноводам предстоит уже сегодня. Сделать это в условиях  жесточайшего дефицита средств не так просто.

— Без помощи федерального центра нам не справиться, — уверен фермер Андрей Болсуновский. – Будем обращаться в правительство России с просьбой доработать закон о ППЖ. Нельзя причесывать под одну гребенку крупных и мелких сельхозпроизводителей.

 

Отнесение навоза и помета к ППЖ дает следующие преимущества:

— бессрочное хранение на специально организованных площадках;

— хранение на поле до 5 месяцев в случае переработки буртом;

— отсутствие необходимости в ветеринарно-сопроводительной документации при транспортировке.

При этом передавать ППЖ можно только сельхозпроизводителям, а вносить на поля разрешается только обработанный навоз или помет, которые соответствуют нормативным показателям безопасности.

Если ППЖ внести в непереработанном виде или переработанные ППЖ не будут соответствовать нормативным показателям безопасности, это будет считаться нарушением законодательства.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности