За два года с сельскохозяйственной карты Красноярского края исчезло около 80 животноводческих ферм. Причина – в сложности реализации федерального закона «О побочных продуктах животноводства», который вступил в силу в 2023 году. Условия нормативного акта оказались не подъемными для мелких фермерских хозяйств.
Навоз загрязняет поля и реки
Летом этого года члены палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края по многочисленным жалобам пригородных территорий провели проверки на полях Емельяновского муниципального округа. Выяснили: местные сельхозпредприятия систематически нарушают положения закона, а вместе с тем и загрязняют окружающую среду – почву и реки.
— В палату экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края поступает много жалоб на многочисленные нарушений, которые допускают сельхозпредприятия. Это загрязнение воды, почвы и воздуха отходами жизнедеятельности животных. Летом мы провели общественную инспекцию нескольких предприятий. Проверки показали серьезные превышения загрязняющих веществ, — говорит председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи региона Павел Гудовский.
Так инспекция двух животноводческих предприятий в Емельяновском округе показала, что отходы жизнедеятельности животных сваливаются на поля, а жидкие фракции сливаются в реку. Пробы воды продемонстрировали значительные превышения загрязняющих веществ, характерных для стоков свинокомплексов. Это подтвердило факт несанкционированного сброса нечистот.

Все материалы по свинокомплексу, располагающемуся в Емельяновском округе, были переданы в надзорные органы, и Россельхознадзор уже вынес решение: к концу первого квартала следующего года предприятие должно полностью устранить все нарушения и очистить почву от отходов.
Как говорят общественники, это точечное решение проблемы. Кстати, таких решений уже немало вынесено в Красноярском крае и не только Россельхознадзором, но и судебными органами. А подходить к проблеме необходимо комплексно: стимулировать сельхозпредприятия, занимающиеся разведением скота и птицы, соблюдать закон.
Для мелких условия неподъемны
Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства» вступил в силу в 2023 году. С одной стороны нормативный акт должен был повысить эффективность вовлечения ППЖ (побочных продуктов животноводства) в сельскохозяйственное производство, в том числе для воспроизводства плодородия сельхозземель. Дело в том, что не переработанные отходы животноводства несут опасность для экологии и здоровья людей. Именно поэтому продукты жизнедеятельности скота и птицы ранее относились к опасным отходам, а обращение с ними требовало лицензий, а также выплат за негативное воздействие на окружающую среду. А федеральный закон № 248 прописал: применять навоз можно, но только в переработанном виде – так сказать, обезвреженном. Приобретай специальную перерабатывающую установку – и хочешь продавай переработанные отходы, а хочешь вноси на свои поля.
Сельхозпроизводителю законодатель предоставил на выбор и альтернативный вариант: можно по старой схеме признать помет и стоки отходами и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Но для этого необходимо оформить лицензию на обращение с отходами, получить лимиты на размещение навоза, пройти государственную экологическую экспертизу технологии утилизации, включить в Госреестр объекты размещения отходов. А перед этим – построить лагуны и навозохранилища по всем правилам. Навоз можно размещать только на забетонированном или глиняном покрытии.

Как говорит фермер, координатор проекта Народного фронта России «Народный фермер» в Красноярском крае Андрей Болсуновский, этот нормативный акт стал пагубным для малых фермерских хозяйств.
— В малых сельхозхозяйствах навоз с 2023 года фактически не вывозится с территорий. Большому предприятию проще оборудовать и переработку, и площадку накопления – у них достаточно для этого и средств, и земли, — говорит Андрей Болсуновский. – А у предпринимателя малой формы ферма расположена на пяти — десяти гектарах, остальные земли выпасные, да и то находятся километров за 10 от базы. Нет производства с посевами. Так что возить навоз туда невозможно. А реализовывать населению – опасно, да и противозаконно.
Как говорит фермер, сейчас мелкие сельхозпроизводители складируют навоз на глиняных площадках, бетонные для них оказались не по силам. По примерным подсчетам Болсуновского строительство одного такого специализированного полигона обойдется в семь миллионов рублей. Половина при этом уйдет на подготовку проектно-сметной документации.
— Если и дальше так пойдет, можно прогнозировать уход с рынка большинства мелких фермеров, — считает координатор проекта «Народный фермер».
Заявлений на госпомощь мало
По информации министерства сельского хозяйства Красноярского края, за последние два года количество хозяйственников на селе итак сократилось. В 2023 году из реестра выбыло 43 сельхозтоваропроизводителя, в 2024-м – 34 хозяйства, которые занимались молочным и мясным скотоводством.
— 45 процентов предприятий молочного скотоводства в крае работают по устаревшим технологиям. Например, стадо на привязном содержании. И их уход с рынка связан не только с ППЖ. Слишком большие затраты. Многие предприятия прекращают существование из-за невозможности производить конкурентоспособную продукцию, — говорит начальник отдела развития животноводства и племенных ресурсов министерства сельского хозяйства Красноярского края Леонид Богданов.
На сегодняшний день в крае насчитывается 269 тысяч голов крупного рогатого скота, 432 тысячи свиней и 5,9 миллиона птиц. Общий объем отходов животноводства составляет 2,5 миллиона тонн. Некоторые предприятия завершают строительство хранилищ для навоза и устанавливают сепараторы. Но проблемных больше.
— Проблемы заключаются в отсутствии современных технологий хранения и переработки навоза, особенно для фермерских хозяйств. Требования законодательства, например, о наличии глиняных площадок, трудновыполнимы в сибирских условиях из-за морозов, — отметил Леонид Богданов.
Минсельхоз проводит и надзорную деятельность по ППЖ, и господдержку предлагает. Но заявлений мало. К тому же сейчас изменилась форма предоставления субсидий. Если раньше сельхозпроизводители получали от государства 50-процентный аванс на строительство площадок накопления отходов животноводства, сейчас могут компенсировать только треть затрат. И то уже после строительства накопителя, предоставив всю необходимую документацию. А с ее оформление у фермеров проблема: не всегда могут собрать полный пакет документов.
Под одну гребенку
Как говорит Леонид Богданов, в нашем регионе впереди по внедрению новых технологий идут птицеводческие и свиноводческие предприятия. Они не только площадки строят, но и сами разрабатывают методы переработки отходов жизнедеятельности животных и птиц. Например, одна из птицефабрик в Емельяновском муниципальном округе вводит в навоз кисломолочные бактерии. В результате из отхода получается полноценный продукт, который можно вносить на поля или продавать населению. Есть технологии создания лагун и переработки биогаза.

Свою лепту в производство продукта из отхода вносит и Красноярский аграрный университет. Здесь ученые работают над созданием технологии разложения навоза с помощью электромагнитных излучений.
Но ее внедрение – дело будущего, а придумывать, как избавляться от отходов жизнедеятельности коров и свиней животноводам предстоит уже сегодня. Сделать это в условиях жесточайшего дефицита средств не так просто.
— Без помощи федерального центра нам не справиться, — уверен фермер Андрей Болсуновский. – Будем обращаться в правительство России с просьбой доработать закон о ППЖ. Нельзя причесывать под одну гребенку крупных и мелких сельхозпроизводителей.
Отнесение навоза и помета к ППЖ дает следующие преимущества:
— бессрочное хранение на специально организованных площадках;
— хранение на поле до 5 месяцев в случае переработки буртом;
— отсутствие необходимости в ветеринарно-сопроводительной документации при транспортировке.
При этом передавать ППЖ можно только сельхозпроизводителям, а вносить на поля разрешается только обработанный навоз или помет, которые соответствуют нормативным показателям безопасности.
Если ППЖ внести в непереработанном виде или переработанные ППЖ не будут соответствовать нормативным показателям безопасности, это будет считаться нарушением законодательства.




