На вопросы нашего корреспондента отвечает депутат Законодательного собрания Красноярского края Юрий Николаевич ШВЫТКИН, председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан, член комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения, полковник запаса.
– Юрий Николаевич, в ведение комитета, который вы возглавляете, входят в том числе и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Поэтому давайте начнем с главного и, увы, невеселого события этого месяца. Пожары в Хакасии и на юге края. Какие уроки, на ваш взгляд, мы должны извлечь из этой трагедии? Уже начинают гореть леса, впереди сезон паводков.
– По хакасским событиям еще предстоит разбирательство, там возбуждены уголовные дела. Но для меня уже сейчас некоторые причины очевидны. Был выходной день, праздник, и не все службы оказались в должной готовности. Расслабились. А некоторые руководители органов местного самоуправления просто были в растерянности, не знали, как действовать. Чтобы у нас не повторилось подобное, руководители на местах должны в полной мере чувствовать свою ответственность и понимать возможные последствия таких происшествий. Не в части наказания, а в части предотвращения гибели людей и материального ущерба. Словом, всегда быть начеку. Здесь и нам, депутатам, есть над чем работать. Выезжаем в районы, встречаемся с людьми, смотрим, что мы можем сделать, чтобы на местах были готовы к подобным ситуациям: есть ли система оповещения, как будет вестись эвакуация людей (животных – тоже), насколько быстро способны прибыть на место пожарные расчеты. Большое внимание уделяем готовности добровольных пожарных дружин, которые в идеале должны быть в каждой деревне. Напоминаем главам местного самоуправления, что надо опахивать поселки, и т. д.
То же и с предупреждением последствий паводков. Недавно наш комитет выезжал в районы края – Сухобузимский, Березовский, чтобы посмотреть, где нужна наша помощь в подготовке к наводнениям, как идет строительство дамб, есть ли планы эвакуации… Здесь задача депутатов – добиться финансирования, оказать законодательную поддержку, помочь решить организационные вопросы.
– Не собираются ли краевые депутаты принять новые, более жесткие законы или поправки, усиливающие ответственность должностных лиц и готовность к таким ЧП?
– В Красноярском крае разработана программа по противопожарной безопасности, есть закон о защите населения в чрезвычайных ситуациях. Это серьезные документы, в которых прописаны все меры, необходимые для предотвращения ЧС, там сказано, как действовать, кто за что отвечает. Поэтому не стоит плодить лишних бумаг – надо направить все усилия на то, чтобы должностные лица ответственно выполняли требования уже существующих законодательных актов и инструкций, были готовы к критическим ситуациям днем и ночью, чтобы тщательней проводились тренировки всех служб, которые поднимаются по тревоге в случае опасности.
– Но ведь и деньги для таких мероприятий нужны?
– Конечно. Средства из бюджета на это выделяются. Но не только деньги все решают. А еще четкая организация, взаимодействие всех подразделений. Этот механизм надо отрабатывать и отрабатывать, чтобы в критический момент он не подвел. У нас в крае есть хороший пример: краевая больница, куда было госпитализировано много пострадавших из Хакасии. Ее главврач Егор Корчагин при деятельной поддержке министра здравоохранения края Вадима Янина сумел в кратчайшие сроки организовать работу медучреждения в условиях ЧС. Были развернуты дополнительные койки, создан оперативный медицинский штаб. Медики действовали профессионально. Так должны работать все – и МЧС, и военные, и МВД, и органы местной власти, и пожарные-добровольцы.
Что касается материальной базы… Еще один пример. На этой неделе состоялось выездное заседание комитета по вопросам законности и защиты прав граждан в Дивногорске. Там мы общались с сотрудниками и руководством поисково-спасательного отряда КГКУ «Спасатель». У него есть подразделения в разных районах края. В прошлом году на содержание этого учреждения из бюджета было выделено 22 млн рублей. Спасатели хорошо оснащены специальной техникой, транспортом, оборудованием. Но все это по большей части импортное! Поэтому они обратились к нам с просьбой подключить агентство инноваций к разработке отечественного спасательного оборудования и снаряжения. Чтобы его можно было выпускать в России и не зависеть от иностранных поставщиков. Подключим.
– Еще одна горячая тема последних месяцев, которой ваш комитет тоже занимается. Платные парковки в Красноярске. Цель была благая: уменьшить пробки. Но не могут же они рассосаться только от того, что мы теперь будем платить за парковку в тех местах, где раньше парковались бесплатно? Новых-то парковочных площадок практически не создано.
– Согласен. Хотели как лучше, а получилось… Не случайно наш комитет, тщательно изучив этот вопрос, добился, чтобы он пока был снят с повестки дня: проект с парковками сырой, недоработанный, здесь еще надо много продумать и взвесить. Люди пока до конца не понимают – где и как парковаться, как платить, где можно, где нельзя? Лишних запрещающих знаков по городу наставили. Нельзя делать платные парковки около медицинских учреждений. Врачи сюда приезжают на работу, пациенты – лечиться. И не всегда у них есть время колесить по окрестностям, выискивая, где приткнуть машину. Причем здесь мы должны не заниматься критиканством, а все вместе выработать оптимальный, понятный для всех вариант, который позволил бы минимизировать пробки, но при этом не ущемлял бы права граждан. Поэтому сейчас идут консультации с населением и общественными организациями, проводятся круглые столы с участием городских властей, депутатов Заксобрания. Когда придем к единому пониманию, как все это будет работать, тогда и закон примем. Думаю, не раньше июня. Здесь Заксобрание придерживается принципа – полная прозрачность и всестороннее обсуждение.
– Юрий Николаевич, знаю, что прием избирателей вы ведете не только в специально отведенные дни, но и встречаетесь с людьми вне графика, к вам часто приходят со своими проблемами, звонят, просят помочь…
– Если время есть, стараюсь так и работать. Иногда в день планового приема приходят более 40 человек. А с теми, кто не смог попасть на прием, общаюсь практически каждый день по мере возможности. Бываю на сходах граждан, в коллективах, чтобы знать проблемы своих избирателей изнутри.
– И с чем люди идут к вам как к депутату? Какие просьбы и жалобы сегодня самые типичные?
– Сейчас как никогда остро встал жилищный вопрос – очень много людей просят помочь с жильем. Масса вопросов по ЖКХ – неправильное начисление оплаты за услуги, электроэнергию. Люди спрашивают, как правильно переизбрать управляющую компанию, таких примеров много. Просят помочь добиться каких-то социальных выплат.
По-прежнему много обращений по защите прав военнослужащих – льготы, социальные выплаты. Мне пишут со всех регионов России. Приходят ветераны боевых действий: кому-то помогаем получить удостоверение, кому-то – жилье. Недавно, например, помогли с квартирой парню в Канском районе – он воевал в Чечне, был ранен, награжден двумя орденами Мужества, у него четверо детей, сам он нетрудоспособен, откуда взять деньги на квартиру? Добились, чтобы они были выделены из резервного фонда губернатора…
Что касается ЖКХ, то если раньше с оплатой их услуг было более-менее понятно, то теперь там черт ногу сломает. Еще и эта дополнительная графа за капремонт, очень много жалоб от избирателей.
– Кстати, как вы сами относитесь к этой новой статье наших расходов? Разве справедливо, что людей заставляют платить за еще не оказанную услугу?
– Резко отрицательно. Несправедливо. О чем высказался и на заседании комитета по промышленности, в котором состою. Заксобрание края отправило свое мнение по поводу капремонта в соответствующие инстанции. Мое личное мнение: это дополнительные поборы с населения, еще один камень на его шею. Людям и без того в последнее время нелегко: госпошлины выросли, цены растут… Хотя все вроде бы по закону, все обосновано: Госдума закон приняла, надо выполнять. Но народ в недоумении. Поэтому каждый человек, находящийся во властных структурах, прежде чем что-то предлагать и принимать, должен взвесить: как его решения отразятся на простых людях? Должен пропустить через себя последствия всех этих законодательных актов. Но, увы, некоторые наши законодатели живут в другом измерении. Сытый голодного не разумеет. Как, например, законы о российском образовании могут принимать депутаты, дети которых учатся за границей?
– Философский вопрос, Юрий Николаевич. Если начнем его развивать, это надолго. Поскольку мы с вами давно знакомы, спрошу напоследок о личном. Как дела дома, в семье?
– В семье порядок. Сын радует. В июне ему исполнится 23 года. В прошлом году окончил СФУ, учился там в военно-учебном центре, получил специальность военного переводчика. Сейчас служит лейтенантом в разведбатальоне Псковской воздушно-десантной дивизии, где и я начинал свою службу в армии, тоже в разведке.
– Пошел по отцовским стопам?
– А как иначе? Воспитание-то было соответствующее (смеется). Он говорит: «Я должен стать лучше отца». Мне нравится его целеустремленность, глядя на него, вижу себя в молодости…