ЗаМКАДычные друзья

Что лучше – Москва или провинция

ЗаМКАДычные друзья Что лучше – Москва или провинция

От редакции: поскольку оба мнения принадлежат одному автору, Александру Григоренко, оправдать подобное раздвоение личности можно только словами Нильса Бора: «Это правильная мысль, но противоположная мысль правильная тоже». Напомним, Нильс Бор – нобелевский лауреат и попусту не болтал. Особо отмечаем, что ни в одной из статей не приводятся стихи Бродского: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря…» Сама же тема – вечная, и остается только радоваться, что есть из чего выбирать.


Пробка для России

Провинция закупоривает человеческий ресурс

Забегая вперед скажу, что здесь не будут затронуты самые ожидаемые моменты, например, столичный снобизм и презрительное отношение к «понаехавшим».

Диктатура захолустья

сцена из спектакля по пьесе Н. Гоголя "Ревизор"Во-первых, человек, который гордится пропиской, – дурак. Таковых я встречал мало, и о них не хочется говорить. Во-вторых, мне прекрасно знаком снобизм пролетарский, деревенский, интеллигентский – московский от них принципиально не отличается. Наконец, в-третьих, хотелось бы вообще уйти от личных обид, поскольку проблема гораздо выше.

Дилемма «столица – провинция» есть везде, но в России она имеет особую напряженность. Разделение страны на две неравные части было и остается предметом переживаний, прежде всего для людей активных и амбициозных, зацикленных на самореализации, то есть для тех, кто – простите за высокий слог – творит историю. В такой ситуации им остается роптать на судьбу, что угораздило не там родиться, и лезть из кожи вон или вообще жизнь положить на то, что другим, родившимся «там, где надо», дается как наследникам… Переживания тихого обывателя на данную тему обычно ограничиваются «колбасной» сферой, да и то не всегда.

Из всех определений провинции меня лично устраивает следующее – отсутствие выбора. По самому жесткому счету, это ситуация моногорода, в котором не только завод один, но и ДК, и ресторан, и спортзал, и больница – все в единственном экземпляре. Соответственно, начальство нерушимо и всесильно, традиции – титановой крепости, революции пресекаются в зародыше. Поэтому самым востребованным качеством становится конформизм, умение приспосабливаться к среде, в которой тем, кому больше всех надо, жить трудно, а по правде говоря, вообще невозможно. Вот они и эмигрируют (не только в столицу – в пьянку или в могилу), тем самым поддерживая неизменность популяции на малой родине. Чехов, откровенно не любивший родной Таганрог, еще в молодости оставил строку в записной книжке: «В провинции человек душой не живет, только телом», а после написал тоскливую пьесу про трех барышень из захолустья, тех самых, которые «в Москву, в Москву…»

В одних руках

Многие «загадки русской души» имеют одну разгадку – огромность страны. Очевидно, что рулить такой махиной без мощного гидроусилителя невозможно. Попросту – власть в России может быть только сильной и больше никакой. Сама власть это понимала, но из всех многообразных проявлений силы выбрала самый простой – сосредоточить все «рычаги» в одном месте. И желательно в одних руках. Особо яркий пример подал Петр, который вообще все делал сам и помимо прочих славных дел казнил губернатора Сибири Матвея Гагарина за злоупотребления и, что особенно важно, сепаратистские замыслы. Посыл был усвоен. С тех пор государство начало культивировать детский, во всем подчиненный статус провинции. Параллельно культивировалась заповедность столиц, право жить в которых давалось не каждому. Отсюда – высылка неблагонадежных и, наоборот, перевод в столицу особо отличившихся деятелей «на местах». Апогея процесс достиг при СССР с его легендарной «московской пропиской» и отправкой за 101-й километр всех «не оправдавших высокое звание москвича», точки абсурда – при Лужкове с его правилом для приезжих «три дня бесплатно»…

Так или иначе, замысел оставался неизменным – столицу надо содержать в чистоте, сытости и строгости, потому что все зависит только от нее. Очень многие историки сходятся на том, что история России, особенно с XVIII века, – это, по большому счету, история двух городов.

Последняя категория

В начале 80-х была популярна шутка Жванецкого: «Такое впечатление, что все продукты, произведенные в СССР, доставляют в Москву, а потом граждане самостоятельно развозят их по городам».

Теперь с продуктами везде одинаково, но в Москве оказались все деньги и, соответственно, возможности. По разным данным, в столице оседает 80 процентов всего заработанного Россией. И, как выясняется, такая ситуация еще суровее, чем «раздельное питание» при Советах.

Ее самое болезненное последствие в том, что из немосковских пространств начал стремительно вымываться тот самый активный, творческий слой, люди, которых сейчас называют «креативным классом». Раньше их держала прописка, работа и прилагающийся к ней соцпакет. Когда этого не стало – начали уезжать. Уезжали те, кто был этим классом, и – самое печальное – те, кто мог стать им.

Короткий культурный всплеск 90-х, когда в губернских и уездных городах с пулеметной скоростью появлялись собственные телекомпании, газеты, журналы, издательства, всевозможные «группы интеллектуалов» с самым широким кругом занятий – от философских изысков до пиара, – сменился таким же стремительным обвалом в середине – второй половине нулевых. Начинания провалились в человеческую пустоту, поскольку не стало людей, способных их продолжить – вся «региональная» политика власти вела к этому. В итоге провинция дожила до той поры, когда дефицитом стал человек, способный написать грамотный, связный текст. Ситуацию не меняет даже обилие всевозможных вузов.

Подобный же краткий взлет пережил и местный бизнес. Теперь, например, в Красноярске в полном смысле местными можно назвать только сапожные и шиномонтажные мастерские. Утрирую, конечно, но тенденция более чем очевидна: нет такого перспективного регионального бизнеса, который рано или поздно не стал бы московским. Некоторые виды предпринимательства за пределами столиц вообще невозможны – книгоиздательство, например, не говоря уж о кино.

Проект «Большая Москва» – ярчайший образ этого многолетнего и однонаправленного потока людей и денег. Сама схема расширения столицы напоминает разорвавшийся от пресыщения желудок. Как мудро пошутил один дагестанский кавээнщик: «Говорили же вам, что Москва не резиновая, – вот она и лопнула». Также схема подтверждает неизменность той, еще петровских времен, политики, от которой столица действительно готова лопнуть, но не отказаться.

Масса традиции

Есть мнение, что таким вот манером гарантируется целостность и управляемость страны. Механизм действительно надежный, сконструированный по принципу страшилки «мне мама в детстве выколола глазки, чтоб я в шкафу варенье не нашел».

Давняя беда России – в закупоривании человеческого ресурса.

Сначала «пробкой» стало крепостное право, главный вред которого заключался не в салтычихах и порке на конюшне, а в том, что половина населения страны попросту не могла участвовать в ее развитии. А на подходе была мировая научно-техническая революция, которая требовала не единичных талантов, но массового «креатива» и предприимчивости. Выбило «пробку» слишком поздно, но все же выбило – и вырвавшийся русский народный джинн сумел наверстать упущенное, пусть и на фоне исторических катаклизмов.

Гигантская провинция – по сути та же пробка, хоть и с «дырочкой» в виде столиц, через которую вырывается творческая энергия. Но это не поток, а тонкая струйка, которой явно недостаточно, чтобы на равных соперничать с развитыми странами, где главный капитал – постоянная, неиссякающая изобретательность, а вовсе не запасы денег и полезных ископаемых.

Мысль, что в России должно быть несколько равнозначных центров (а еще лучше – много), не новая и абсолютно верная. И, казалось бы, воплотить ее просто – оставлять большую часть налогов там, где находятся сами предприятия, а не офисы владельцев, разделить однонаправленный поток денег на несколько русел и создавать в России то, что сейчас создается в Москве… Это не патернализм, а обыкновенное благоразумие. Выиграет от него страна в целом и в частности столица. Но между этой простой идеей и реальностью стоит традиция мощностью в несколько веков. Лучший вариант – сломать ее самим, пока этого не сделала «объективная действительность».

абашев.jpgВладимир Абашев

литературовед, Пермь

Провинция – это слово столицы об окраинных землях, взгляд и указующий жест из центра и сверху вниз. Москва или русская культура (что пока одно и то же) предлагает нам определение: «провинциальный» – значит вторичный. Ведь провинция не субстанция, а всего лишь атрибут имперской структуры пространства.

Все по-настоящему

Возможность роста осталась только за МКАД

Социологическое понятие «качества жизни» сейчас стало настолько модным, что заслоняет что-то более важное, подлинное, и ты всерьез начинаешь думать, что живешь ради безопасности, транспорта и «чтоб у нас обязательно был ночной клуб».

Знак качества

картина "Провинция" автор Андрей РемневПоэтому большинство рассуждений о несчастной провинции и зажравшейся столице предсказуемы и по большому счету не задевают главного. Причина одна – эти разговоры не с того начинаются. Я попытаюсь начать с того.

Мой друг Юра – из тех немногих людей, которые, как мне казалось, знают о своем ремесле все. Он – актер. В конце 60-х поступил в недавно открывшийся Красноярский ТЮЗ и стал там одной из центральных фигур. Многие из тех, с кем он играл, разъехались, в том числе по столицам, некоторые стали звездами отечественного театра и кино. Юра, хотя его приглашали, остался здесь. Может быть, потому, что сам местный, ирбейский. А может, решил, что лучше быть первым здесь, чем средним где-то там. Я ему говорил:

– Ты же классный артист?

– Классный.

– Тогда почему не уедешь?

– Не хочу.

– Ты же Буратино двадцать лет играл – не надоело?

– Во-первых, не только Буратино. Во-вторых, почему хорошие буратины должны быть в Москве, наши дети, что, не имеют права?

– Ну, имеют…

– Вот и молчи.

Он всегда работал по-крестьянски – без пощады к себе, был хлебосолен, изобретателен, хитер, мастеровит, мог поругаться, но и прощал быстро. Не переносил только одного – когда по пустой сцене кто-то ходил в шапке. Сцена для него была церковью, а он – глубоко верующим. На сцене он и умер – во время воскресного спектакля, на краткой паузе перед репликой: «Нет, я спрашиваю, кто вы такая?»…

Теперь, вспоминая Юру, я иногда думаю, что театр в чистом виде возможен только в глубинке, там, где твой мир начинается и заканчивается этой сценой, где она не пересылка и не трамплин для какого-то другого, более светлого будущего. Так же первобытный художник рисовал на стенах пещеры подстреленных бизонов, не думая о том, что надо «попасть в тренд» и прославиться, а только потому, что не рисовать он не мог и был убежден, что его нечесаные пещерные соседи должны видеть самых красивых бизонов.

Дело даже не в художествах, а в том, что должно быть пространство, где вещи создаются по-настоящему и люди живут по-настоящему – не для внешнего эффекта, не для «имиджа».

Не дочь

Как «ворон не муж вороны», так и провинциальность – не дочь провинции. Провинциальность – это ограниченность кругозора административными границами территории. Деревенский житель, уверенный, что за околицей живут орки, безусловно, провинциал. Но москвич, уточняющий: «Новосибирск – это где-то на Байкале, да-а?» – тоже провинциал. Часто – еще больший, потому что своей провинциальностью бравирует.

Но если уж верить разговорам, что Россия страдает от чрезмерной централизации, то главным пострадавшим стоит признать столицу, превратившуюся из полноценного города в место всероссийского сбора соискателей «социального статуса». Оттого и конкуренция зашкаливает, и градус жестокости растет, а оболочка столичной жизни превращается в беспрерывный конкурс павлиньих хвостов. Поэтому, когда говорят, что провинцию надо подтягивать к московским стандартам жизни, я, признаться, пугаюсь – даже легенда о «московских деньгах» не успокаивает.

Куда бежать?

Интересная и, как часто бывает, безымянная цитата из Интернета.

«Москва сегодня – это большой экран телевизора, на котором постоянное движение, смена красок, ритма, тем – чего угодно. Но не происходит в принципе ничего».

Здесь важно понять это «в принципе»…

Раньше, когда люди жили и не слышали, как поют петухи в соседней деревне, представление о счастье сводилось к тому, что это отсутствие несчастья.

Сегодня человек слышит писк на другом боку Земли, голова его – чулан, забитый под завязку, но в который все равно ежедневно пытаются затолкать очередную идею, образ, стиль. Подавленный этим тропическим многообразием, человек уже не видит себя, не может понять, как в действительности он живет – и чаще всего начинает переживать о тех вещах, которые для него реально не существуют. В результате появился род болезни, заразной и массовой, когда человек мучается оттого, что «настоящая жизнь» проходит где-то там, мимо него. И чаще всего именно эта болезнь – а не бескормица – поднимает его бежать по единственному протоптанному пути. Если бежать не получилось, начинает он портить жизнь себе и вокруг себя.

А так – вроде бы вполне здоровый человек. Чего он ищет тогда? Новую оболочку, костюм, самомнение. И если внутри у него что-то меняется, то чаще всего в худшую сторону, поскольку настоящие внутренние перемены не зависят от переездов.

По большому счету есть только две вполне уважительные причины, чтобы бежать из провинции, – обычная безработица и профессиональная невостребованность. О первой причине говорить не стоит в силу ее очевидности. Что касается второй, то здесь все обстоит, мягко говоря, неоднозначно. Если у тебя диплом кинорежиссера, то жить где-то кроме Москвы и Питера тебе противопоказано. Хочешь до «не могу» стать министром, дорога приведет туда же – как и всевозможных арабистов, американологов и прочих специалистов по «глобальным стратегиям». В подавляющем же большинстве случаев искатели счастья вливаются в безбрежную колонию столичного офисного планктона, жизнь которого хоть и отличается от провинциальной некоторым лоском, но в основе своей жесткая до жестокости. Некоторые не выдерживают, особенно если ты не толстокож и недостаточно молод. Один из таких вернувшихся рассказывал: «Прихожу с работы в полночь, а в пять утра – подъем… Все дни превратились в один, все на нервах, начальство орет. Я подумал – зачем мне это?»

Много свободы, мало культуры

Возможно, именно такие «лузеры» первыми доходят до того, что в «качество жизни» не входят такие параметры, как тишина, пространство, покой, свобода обращения, нетребовательность среды и прочие нестоличные преимущества. Конечно, и они распределяются далеко не равномерно – в крупных городах, бывает, тоже бьются за парковку во дворе и работодатели все строже, но, повторяю, удушающей столичной конкуренции, «борьбы за огонь» – этого нет. Правда, считается, что нет и многого другого. «Чем дальше от Москвы, тем больше свободы и меньше культуры», – сказал историк из Перми Вячеслав Раков. Вопрос лишь в том, что считать собственно культурой? Если, простите за выражение, создание действительно художественных ценностей (то, чем занимался мой друг Юра), то и в Москве такое явление – редкость. В основном то, что преподносится в качестве «новейших достижений», – это информповоды, причем скандальные, а не культура. Путешествие галереи Марата Гельмана по России, представленное как братская рука помощи культурной столицы некультурному «замкадью», только скандалами и запомнилось. А что еще помнить, что должно запасть в сердце? Купола из крашеных клизм?

Здесь я дошел до того места, когда следует сказать про Интернет, который всех уравнял, а заодно про доступность образования – в том числе дистанционного (качество которого, кстати, зависит исключительно от рвения самого желающего получить знания, а вовсе не от престижности вуза), но вряд ли стоит останавливаться на том, что и так ясно. Куда важнее понять, что столица, при всем ее блеске, исчерпала возможности количественного роста – проект «Большая Москва» – это, по сути, схема эвакуации с перегруженного корабля. Да и качественного тоже: столица так и останется историческим «сердцем России», будут там и Кремль, и президент, и прочее, но сказать что-то новое своей стране она вряд ли сможет. Возможность роста есть только у нас с вами. Когда провинция это поймет, она перестанет быть провинцией в надоевшем смысле этого слова.

комарицын.jpgСергей Комарицын

политолог, Красноярск

– «Провинция» (не путать с «провинциализмом») – это хорошее слово, несправедливо получившее пренебрежительную коннотацию. В России под провинцией всегда понимались размеренность жизни, спокойствие, умиротворение. Провинция – это и есть Россия, здесь живет большинство нашего народа, сохраняется русский дух, быт, язык, культура и сама нация. Не в космополитических столицах, а в малых русских тихих городках и селах. Опять же – не путать с «глушью». Провинция – это не дыра, а Тобольск, Енисейск, Дивногорск, Кяхта, Минусинск, Северобайкальск, это сибирские села староверов, забайкальские казачьи станицы…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня