Запасной аэродром российской экономики Сигнальные огни уже включены

Запасной аэродром российской экономики Сигнальные огни уже включены


Одна из основных тем юбилейного Х КЭФа посвящена развитию Сибири. Теме, которая медленно, но все больше занимает лучшие российские умы. И не потому, что они излишне свободны. Поднявшаяся с колен Россия ищет свои особые преимущества, способные фундаментально укрепить ее положение в интенсивно развивающемся мире. Это радует, потому как ни у одной страны на планете нет такого мощного запасного аэродрома экономики. Даже если иметь в виду только Красноярский край. Если решение сделать этот аэродром действующим государство объявит сверхзадачей, Россия обретет надежную площадку для безопасного и высокого старта.

Цитата из книги

«В обыденном европейском и американском сознании Сибирь ассоциируется с бескрайней тайгой, экстремально сложными климатическими условиями, традиционной территорией ссылки. Устойчивым стереотипом является также представление о Сибири как о сырьевой кладовой, из которой можно брать то, что захочется, по мере надобности и даже без особой необходимости. Из этого проистекает идея не освоения, а некоей «дистанционной» эксплуатации сибирских территорий.

Подтверждением служит работа американских ученых Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди «Проклятие Сибири», где они на основе внешне глубоко научного анализа настойчиво внушают мысль о том, что Россия, дабы быть конкурентоспособной, должна оставить крупные сибирские города и перейти к освоению природных ресурсов вахтовым методом. В качестве консультантов выступают и наши соотечественники».

Из статьи А. В. Усса «Сибирь: новая идеология развития»

Доктор юридических наук, президент СФУ, председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр УСС абсолютно уверен, новая идеология развития Сибири должна сформироваться в ближайшие годы: время начинает ход. Накануне десятого КЭФа «НКК» попросила его еще раз поделиться соображениями на этот счет.  

– Александр Викторович, в одном из интервью вы сказали: «Остро не хватает идеологии освоения Сибири». Может ли КЭФ повлиять на ее формирование?

– Большая часть экономических форумов посвящена конкретным вопросам. Наш Красноярский форум тоже начинался как инвестиционный. Крупные экономические игроки рассказывали о своих планах. По счастью, целый ряд идей воплощен в жизнь.

Что касается идеологии развития Сибири, тут нужен плановый, разумный, долговременный взгляд на судьбу территории. С этим нельзя торопиться. Примеров ошибочных решений, которые приводили к катастрофическим последствиям – не только экономическим, но и экологическим, – достаточно. Вспомните о повороте северных рек, мертвом сегодня БАМе… Здесь нужен государственный подход, крупные организационные, политические и финансовые решения волевого плана, которые должны стать эффективными.

Скорее всего, на КЭФе не получится сформулировать такие предложения. Слишком краткосрочны интеллектуальные усилия. Беседы за круглым столом часа на полтора-два… Но они крайне важны для того, чтобы зафиксировать такую необходимость, придать ей политическое значение и запустить механизм осмысления того, куда и зачем мы двигаемся.

Хотелось бы, чтобы с учетом приезда Дмитрия Анатольевича Медведева на форуме было принято решение о создании у нас центра стратегических разработок по будущему Сибири.

– Предположим. И у вас есть представление об организации этого центра?

– Важно запустить конкретную интеллектуальную работу. Красноярск в этом плане более предпочтителен. Во-первых, здесь находится главный плацдарм будущего развития Сибири – природные ресурсы, крупные работающие компании. Во-вторых, Сибирский федеральный университет, миссия которого не только готовить специалистов, но и предлагать эффективные пути развития Сибири.

Как мне представляется, именно СФУ должен стать штаб-квартирой центра стратегических разработок. У Иркутска, Новосибирска, Алтая есть наработанные специализации, представляющие свою ценность. Но держателем темы, местом ее «сборки» должен быть один город. СФУ и край в этом случае могли бы стать рабочей площадкой для Минрегионразвития и в целом федерального правительства по определению задач, сроков, подготовки федеральных законов и программ.

– Почему тезис Ломоносова – «Россия будетрирастать Сибирью» – сегодня актуален, как никогда?

– Потому что природа не терпит пустоты. Само по себе ничего, к сожалению, не прирастает. Наши соседи развиваются завидными темпами. Есть необходимость быть адекватными этим темпам.

На что делать ставку?

– Для начала нам, стране в целом, нужно ответить на несколько вопросов. Что мы хотим: как-то улучшить качество жизни сибиряков, чтобы увеличить население, или найти путь использования преимуществ Сибири для роста благополучия всей России? В чем заключается выгода ускоренного развития Сибири для России? Надо иметь в виду, что сибирские регионы дают более 70 % валютных поступлений, а уровень жизни здесь гораздо ниже и темпы развития проигрывают среднероссийским.

Существует два подхода. Первый – через ускоренное освоение того, что лежит на поверхности, природных богатств, и не более. Это колониальный подход. Тогда население Сибири действительно должно быть сокращено в пять раз. В принципе мы все соберемся и уедем, только скажите заранее и помогите. Есть смысл тратить на это федеральные деньги? Для меня ответ очевиден – этот подход неверный. Для страны в геополитическом отношении присутствие здесь большого числа людей необходимо. Ради сохранения территории.

Другой подход – сделать все, чтобы удержать здесь людей. Для этого вложений потребуется меньше. Просто надо подумать, сосредоточиться и решить некоторые конкретные вопросы. Например, построить в Красноярске разветвленное метро – разве неразрешимая для страны задача?

Многие говорят о проблеме удаленности. Но она ощущается все меньше и меньше. Интернет и телевидение сделали информацию одинаково доступной для всех точек земного шара. Возможности физического перемещения в пространстве тоже претерпевают принципиальные изменения. На Москву восемь авиарейсов в неделю. Полет – четыре часа. Москвичи столько же тратят на то, чтобы добраться на работу и обратно. Когда говорят, Красноярск далеко, я спрашиваю: от чего? Китай ближе, Япония, да весь Восточно-Азиатский регион. Проблемы территориальной удаленности для человека могут быть решены достаточно легко. Причем за счет не очень дорогих вещей. В свое время Владимир Путин с помощью компенсации транспортных тарифов «приблизил» Владивосток к Москве.

82254170130215-6560_0.jpg– Развитие внутренней авиации у края на повестке дня…

– Само собой. Помните, когда-то в каждом районном центре у нас был аэропорт. До Канска – восемь рейсов. А что сейчас? Вывод очевиден.

Недавно где-то прочел, что американцы приняли решение из федерального бюджета профинансировать строительство современных Wi-Fi-сетей по всей стране. Это национальная акция по повышению, как они считают, конкурентного преимущества США, способного обеспечить прорыв в будущее. И нам нужны решения такого же плана.

– Это для общего, так сказать, развития. А с точки зрения экономики?

– В своем послании президент Владимир Путин сказал, что большая часть пахотных земель принадлежит России, мы можем стать международной транспортной державой и кормить мир. Правильно! Сегодня и в крае есть хозяйства, которые дают результаты, сопоставимые с Канадой, Англией. Надо думать, как им помочь. А ссылки на рыночные условия, которые ничем и никак не регулируются, это интеллектуальная импотенция.

Надо использовать свои конкурентные преимущества. Ориентироваться только на поставки ресурсов соседям, тому же Китаю как динамично развивающейся стране, неправильно. Примером того, как воспользоваться своим преимуществом, можно назвать эвакуацию во время войны заводов в Сибирь: они стали недоступны врагу.

У нас относительно безопасная территория с сейсмической точки зрения. Богатейшие энергетические ресурсы. Может быть, Запад придет сюда, перемещая чистые и энергоемкие производства? А может, важнейшие суперсерверы Японии и Америки станет возможным сохранить только в Эвенкии? Сибирь явно обладает какими-то преимуществами, но они нам пока непонятны. Надо думать. Искать целенаправленно!

– Разговоров много, старт затягивается…

Прошлый год в этом смысле можно назвать знаковым. Я имею в виду «Корпорацию развития Сибири» и создание министерства по развитию Дальнего Востока. И пусть одно событие лишь проанонсировано, а другое признано неудачным, сами по себе эти вещи, безусловно, позитивные. И КЭФ – хорошая возможность задаться вопросами: каким нам видится восточный вектор, о котором говорил в послании президент, и что планирует делать федеральное правительство в ближайшее время?

– Акценты делаются на науку: инновации, высокие технологии. С точки зрения законодательства нет преград на пути этой деятельности?

Законодательно можно пойти и дальше – в плане стимулирования крупных компаний по участию в финансировании науки и взаимодействию с научными центрами. Так оказалось, что наука – с одной стороны, жизнь – с другой. Любой компании, думающей о сиюминутной прибыли, проще купить готовую технологию за рубежом. Но при таком подходе от науки ждать нечего. Государство, осознав это, пошло на достаточно продуманные шаги. Крупным компаниям сегодня выделяются льготы и мегагранты в том случае, если они технологичные решения находят совместно с вузами.

Яркий пример – Институт нефти и газа. Его создание – волевое решение Путина. И речь не только о миллиарде, выделенном «Роснефтью». Партнеры нашли реальные содержательные формы. Надеемся, что попечительский совет СФУ под председательством Дмитрия Медведева примет подобное решение.

С прошлого года в экспериментальном порядке мы начали делать доплаты из краевого бюджета за конкретные результаты работы. Это не форма соцподдержки. Это механизм, который должен заработать. Тем, кто обеспечивает действительно прорывные решения, нужно дать все, чтобы они могли целиком посвятить себя делу. Сибирский народ уж точно не обделен талантами. И в этом – наша надежда.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег