Федеральные эксперты фиксируют дефицит автомобильных комплектующих практически во всех автосервисах страны. Читатели НКК также сообщают о невозможности достать некоторые детали для иномарок. Изучив ситуацию в регионе, наш корреспондент выяснил, что в крае нехватка запчастей действительно есть, но лишь на некоторые позиции. Проблема не связана ни с внешнеполитической, ни с экономической ситуацией. Впрочем, это не означает, что мы избавлены от дефицита в будущем.
Лазейки для импорта
Еще в марте у официальных представителей японских и немецких марок, как писали СМИ, закончились оригинальные детали, и они предлагали клиентам неоригинальные компоненты. Агентство «Прайм» приводит мнение эксперта, который утверждает: сейчас в страну завозят лишь 10–15 % деталей, необходимых для нужд отечественного рынка. Наиболее явный дефицит наблюдается на запасные части двигателей – 65 %, моторные масла – 50 %, свечи зажигания – 40 %. Не исключено, что цены на комплектующие до конца года могут вырасти. Причем эксперты не связывают подорожание с санкциями и политической ситуацией. Тенденция проявилась еще в январе – проблемы с логистическими услугами возникли из-за локдауна в Китае и привели к некоторому росту цен.
Федеральные власти начали борьбу с возможным дефицитом еще в марте текущего года, когда Правительство РФ разрешило параллельный импорт по отдельным категориям товаров. В конце июня глава государства Владимир Путин закрепил эту меру и освободил бизнес от уголовной и административной ответственности за ввоз такой продукции – сегодня в перечне Минпромторга РФ около ста наименований.
Напомним, параллельный импорт – это ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Обычно он действует одновременно с возможностью ввоза через официальных дилеров (от того и называется параллельным), однако в нашей ситуации это пока единственный путь получения необходимого товара.
Ранее в Национальном автомобильном союзе заявили, что введенные меры не могут решить проблему с дефицитом. Вице-президент организации Антон Шапарин рассказал о невозможности проведения гарантийного ремонта у официальных дилеров. По его словам, люди в надежде отремонтировать машину по гарантии едут в сервис, однако получают отказ. Он подчеркивает, что проблема характерна лишь для некоторых марок – ранее несколько производителей заявили об уходе с российского рынка. Впрочем, стоит помнить, что кое-какие неавтомобильные бренды также ранее заявляли об этом, однако, не желая терять рынок, находили лазейки – либо просто возвращались, либо меняли название на новое.
Старое и новое
Наш мини-опрос официальных автодилеров показал, что дефицита поставок запчастей, комплектующих и материалов для техобслуживания в Красноярске не наблюдается. Так, представитель одного из корейских автопроизводителей отметил: гарантийное техническое обслуживание автомобилей производится без проблем, все нужные для этого материалы в наличии. В случае какой-либо поломки весомые запчасти придется заказывать – срок доставки две недели. Представитель одной из японских марок обрисовал похожую картину, однако срок тут меньше – всего неделя.
Председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев Егор Фролов рассказывает, что обозначенные сроки поставки запчастей вполне приемлемы, были такими и «в лучшие времена». По его словам, приток новых оригинальных запчастей в Красноярский край идет напрямую из Кореи и Японии, а потому проблем быть не должно. С другой стороны, найти оригинальную японскую деталь стало сложнее, а иногда практически невозможно – автовладельцам приходится довольствоваться китайскими аналогами.
Автопредприниматель Сергей Хохлов рассказал, что с проблемами могут сталкиваться владельцы старых иномарок, выпуск которых уже прекращен:
Найти запчасти на старые Honda, Nissan, Toyota или «европейца» сложно, но не по причине закрытых границ и отсутствия импорта. Таких машин в странах, где они были произведены, становится все меньше – это означает, что количество контрактных запчастей также естественным образом сокращается. Однако проблемы касаются лишь бывших в употреблении сложных агрегатов – двигателей, коробок и прочего. Если же мы говорим не о контрактных, а о новых расходниках, то с ними проблем нет – их в достаточном количестве выпускают в Азии даже для машин, которые уже давно не сходят с конвейера. Пускай это не оригинал, но, когда машине пошел третий десяток лет, выбирать не приходится.
Слова бизнесмена подтвердил и наш собственный эксперимент. Корреспондент НКК попытался найти двигатель на Civic 2001 года выпуска у одного из крупных ретейлеров автозапчастей Красноярска, однако потерпел неудачу. В магазине пояснили, что с Японией продолжают работать в прежнем режиме – новые запчасти идут без проблем, но с контрактными в зависимости от модели и года могут возникать проблемы, так как некоторых позиций нет даже в Стране восходящего солнца.
Спрос огромный
Некоторые издания заявили, что в России участились угоны автомобилей. Аналитики авторынка связывают это как раз с дефицитом запчастей.
Так, «Известия» ссылаются на МВД – за первые полгода в стране украли 4,2 тысячи авто, и с каждым месяцем преступлений становилось больше. Однако, во-первых, сравнивают не с аналогичным периодом прошлого года, а с началом года – в прошлом году за полгода машин было украдено на 19 % меньше. Во-вторых, в июне количество краж авто уже не выросло, а, напротив, уменьшилось.
Несмотря на это, в Национальном автомобильном союзе пугают: на сайтах по продаже бывших в употреблении запчастей наблюдается настоящий ажиотаж. По информации союза, спрос огромный, так же как и предложение.
Пока рассказы об активизации угонщиков больше похожи на страшилки экспертов, которые не очень корректно оперируют цифрами.