Запасной вариант Грозит ли рынку дефицит автозапчастей для иномарок?

Запасной вариант Грозит ли рынку дефицит автозапчастей для иномарок?
Фото Олега Кузьмина

Федеральные эксперты фиксируют дефицит автомобильных комплектующих практически во всех автосервисах страны. Читатели НКК также сообщают о невозможности достать некоторые детали для иномарок. Изучив ситуацию в регионе, наш корреспондент выяснил, что в крае нехватка запчастей действительно есть, но лишь на некоторые позиции. Проблема не связана ни с внешнеполитической, ни с экономической ситуацией. Впрочем, это не означает, что мы избавлены от дефицита в будущем.

Лазейки для импорта

Еще в марте у официальных представителей японских и немецких марок, как писали СМИ, закончились оригинальные детали, и они предлагали клиентам неоригинальные компоненты. Агентство «Прайм» приводит мнение эксперта, который утверждает: сейчас в страну завозят лишь 10–15 % деталей, необходимых для нужд отечественного рынка. Наиболее явный дефицит наблюдается на запасные части двигателей – 65 %, моторные масла – 50 %, свечи зажигания – 40 %. Не исключено, что цены на комплектующие до конца года могут вырасти. Причем эксперты не связывают подорожание с санкциями и политической ситуацией. Тенденция проявилась еще в январе – проблемы с логистическими услугами возникли из-за локдауна в Китае и привели к некоторому росту цен.

Федеральные власти начали борьбу с возможным дефицитом еще в марте текущего года, когда Правительство РФ разрешило параллельный импорт по отдельным категориям товаров. В конце июня глава государства Владимир Путин закрепил эту меру и освободил бизнес от уголовной и административной ответственности за ввоз такой продукции – сегодня в перечне Минпромторга РФ около ста наименований.

Напомним, параллельный импорт – это ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Обычно он действует одновременно с возможностью ввоза через официальных дилеров (от того и называется параллельным), однако в нашей ситуации это пока единственный путь получения необходимого товара.

Ранее в Национальном автомобильном союзе заявили, что введенные меры не могут решить проблему с дефицитом. Вице-президент организации Антон Шапарин рассказал о невозможности проведения гарантийного ремонта у официальных дилеров. По его словам, люди в надежде отремонтировать машину по гарантии едут в сервис, однако получают отказ. Он подчеркивает, что проблема характерна лишь для некоторых марок – ранее несколько производителей заявили об уходе с российского рынка. Впрочем, стоит помнить, что кое-какие неавтомобильные бренды также ранее заявляли об этом, однако, не желая терять рынок, находили лазейки – либо просто возвращались, либо меняли название на новое.

Старое и новое

Наш мини-опрос официальных автодилеров показал, что дефицита поставок запчастей, комплектующих и материалов для техобслуживания в Красноярске не наблюдается. Так, представитель одного из корейских автопроизводителей отметил: гарантийное техническое обслуживание автомобилей производится без проблем, все нужные для этого материалы в наличии. В случае какой-либо поломки весомые запчасти придется заказывать – срок доставки две недели. Представитель одной из японских марок обрисовал похожую картину, однако срок тут меньше – всего неделя.

Председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев Егор Фролов рассказывает, что обозначенные сроки поставки запчастей вполне приемлемы, были такими и «в лучшие времена». По его словам, приток новых оригинальных запчастей в Красноярский край идет напрямую из Кореи и Японии, а потому проблем быть не должно. С другой стороны, найти оригинальную японскую деталь стало сложнее, а иногда практически невозможно – автовладельцам приходится довольствоваться китайскими аналогами.

Автопредприниматель Сергей Хохлов рассказал, что с проблемами могут сталкиваться владельцы старых иномарок, выпуск которых уже прекращен:

 Найти запчасти на старые Honda, Nissan, Toyota или «европейца» сложно, но не по причине закрытых границ и отсутствия импорта. Таких машин в странах, где они были произведены, становится все меньше – это означает, что количество контрактных запчастей также естественным образом сокращается. Однако проблемы касаются лишь бывших в употреблении сложных агрегатов – двигателей, коробок и прочего. Если же мы говорим не о контрактных, а о новых расходниках, то с ними проблем нет – их в достаточном количестве выпускают в Азии даже для машин, которые уже давно не сходят с конвейера. Пускай это не оригинал, но, когда машине пошел третий десяток лет, выбирать не приходится.

Слова бизнесмена подтвердил и наш собственный эксперимент. Корреспондент НКК попытался найти двигатель на Civic 2001 года выпуска у одного из крупных ретейлеров автозапчастей Красноярска, однако потерпел неудачу. В магазине пояснили, что с Японией продолжают работать в прежнем режиме – новые запчасти идут без проблем, но с контрактными в зависимости от модели и года могут возникать проблемы, так как некоторых позиций нет даже в Стране восходящего солнца.

Спрос огромный

Некоторые издания заявили, что в России участились угоны автомобилей. Аналитики авторынка связывают это как раз с дефицитом запчастей.

Так, «Известия» ссылаются на МВД – за первые полгода в стране украли 4,2 тысячи авто, и с каждым месяцем преступлений становилось больше. Однако, во-первых, сравнивают не с аналогичным периодом прошлого года, а с началом года – в прошлом году за полгода машин было украдено на 19 % меньше. Во-вторых, в июне количество краж авто уже не выросло, а, напротив, уменьшилось.

Несмотря на это, в Национальном автомобильном союзе пугают: на сайтах по продаже бывших в употреблении запчастей наблюдается настоящий ажиотаж. По информации союза, спрос огромный, так же как и предложение.

Пока рассказы об активизации угонщиков больше похожи на страшилки экспертов, которые не очень корректно оперируют цифрами.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

13 августа 2022
Ко Дню физкультурника: А торт с вишенкой – от легкоатлетов!
Сегодня, 13 августа, – День физкультурника. Никто еще не придумал в праздничных реестрах отделять – физическую культуру в массах от
12 августа 2022
Лозанова осада Койского Белогорья
Не зря говорят, что глубинка Красноярского края таит в себе немало загадок. Одна из них спрятана в тайге Партизанского района.
12 августа 2022
Железнодорожники СУЭК выбрали лучших по профессии
Конкурсами профмастерства отметили два профессиональных праздника, которые проходят в августе, в Бородинском погрузочно-транспортном управлении (БПТУ). БПТУ – сервисное железнодорожное предприятие