Заполярная Победа

75 лет назад защитники Диксона встретились в смертельном поединке с немецким крейсером

Заполярная Победа 75 лет назад защитники Диксона встретились в смертельном поединке с немецким крейсером

По своей огневой мощи «Адмирал Шеер» превосходил всю береговую и корабельную артиллерию защитников порта, и тем не менее он ушел, не выполнив поставленной гитлеровским командованием задачи – прервать движение караванов по Северному морскому пути. Западные историки впоследствии будут объяснять провал операции «Вундерданд» («Страна чудес») недостатками в планировании, ошибками командира крейсера и «досадными случайностями», в числе которых упомянут и отчаянное упорство защитников порта, команд ледокола «Сибиряков» и сторожевого корабля «Дежнев» (СКР-19)… Забегая вперед – несколько подробностей из финала этой истории. Ледокол геройски погиб, ценой жизней почти всей команды, сделав великое дело – он обнаружил врага. Разведывательный корабль едва не пошел ко дну от вражеского огня, но выжил: после войны пробоины в корпусе залатали и «Дежнев» еще поработал в мирном море. «Адмирал Шеер» вернулся на базу в Киль, где впоследствии был уничтожен авиацией союзников 9 апреля 1945 года. От крейсера уцелел только остов, после войны его забетонировали и сделали на этом месте автостоянку. Говорят, она до сих пор действует. В Диксоне установлен памятник защитникам порта.

Арктическая авантюра

После заключения договора о ненападении немцы весьма активно интересовались советской Арктикой, и, к несчастью, советское правительство этот интерес охотно удовлетворяло. В итоге будущий противник неплохо изучил наши севера, строил полярные станции, некоторые из них действовали почти до конца войны. В 1940 году по Северному морскому пути прошел немецкий вспомогательный крейсер «Комет» – собранные им данные впоследствии легли в основу плана подавления советского флота в Карском море, а затем полного прекращения движения по Севморпути. К реализации этого плана под сказочным названием «Страна чудес» командование немецкого флота приступило летом 1942 года. Это был один из тяжелейших периодов войны. Потерпев поражение под Москвой, гитлеровцы взяли реванш – были уничтожены три наши армии под Харьковом, замыкалось кольцо вокруг Ленинграда, враг подходил к Волге и нефтяным месторождениям Закавказья.

В таких условиях поддержка союзников дорогого стоила, а Севморпуть – главная дорога, по которой шли караваны.

Первоначально планировалось использовать два тяжелых крейсера – «Адмирал Шеер» и «Лютцов», но последний перед самым началом операции напоролся на подводную скалу и был поставлен на ремонт.

«Адмирал Шеер» должен был пройти вдоль арктического побережья СССР, в первую очередь уничтожая караваны и по возможности – портовую инфраструктуру. Главной целью считался порт Амдерма, который немцы считали пунктом разгрузки союзных арктических конвоев.

Крейсер шел в сопровождении подводных лодок, задача которых состояла в том, чтобы вести оперативную разведку и топить всех, кого встретят по пути.

Первой жертвой 17 августа стал безоружный караван из пяти судов, принадлежавших НКВД, – одно из них перевозило заключенных. Из 328 человек с этих кораблей спаслись только 23. Гибель каравана сыграла свою роль и в обороне Диксона, откуда перебросили часть артиллерии на побережье Белушьей губы.

Полярный «Варяг»

Немец старался идти максимально незаметно. 20 августа гидросамолет «Шеера» обнаружил первый караван – он, как выяснилось позднее, был почти безоружен и мог стать легкой добычей. Но… летчики ошиблись в определении курса, и Меендсен-Болькен, командир крейсера, несколько дней провел в бесполезной засаде. Затем, возвращаясь с очередной разведки, гидросамолет разбился: «Адмирал Шеер» фактически «ослеп», что существенно осложнило выполнение задачи – ведь подводные лодки сопровождения уже выполнили свою работу и вернулись домой.

Но весь оперативный замысел рухнул 25 августа, когда крейсер, войдя в Карское море, встретился с ледокольным пароходом Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков». Судно 1909 года постройки не могло быть соперником немецкому крейсеру, одно-два орудия которого превышали по мощности все вооружение «Сибирякова». Тем не менее «Шеер» начал игру в прятки – поднял американский флаг, просил назвать себя и начал задавать вопросы о состоянии льдов. Командир советского ледокола Александр Качарава разгадал уловку, и когда Меендсен-Болькен понял это, он приказал поднять германский флаг и открыть огонь. Шансов у «Сибирякова» не было, тем не менее он принял бой: орудия корабля стреляли до последнего. В 14 часов 5 минут «Сибиряков» отправил в Диксон последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте». Ледокол ушел на дно с поднятым флагом и всеми судовыми документами.

С «Aдмирала Шеера» спустили катер, который подобрал 21 из 99 членов экипажа и пассажиров, включая тяжелораненого капитана Качараву. Остальные выжившие предпочли гибель плену. Уцелел из них только кочегар  Павел Вавилов , который каким-то чудом добрался до острова Белуха, где через месяц его подобрал наш самолет. Впоследствии один из матросов «Адмирала Шеера» вспоминал, что все были удивлены самим фактом сопротивления русского судна, которое было обречено…

Однако «Сибиряков» сделал главное – он рассекретил всю «Страну чудес», в Диксоне знали, кто к ним идет.

Порт-крепость

Весь вечер 26 августа порт готовился к обороне. Помимо четырех гаубиц и четырех пушек, огневую мощь дополнили орудия «Дежнева» и срочно прибывшего в Диксон корабля «Революционер». Набирались орудийные команды, формировалось ополчение. Впоследствии эта подготовка помешала «Шееру» выполнить задачу – высадить десант из 180 человек, захватить документацию о маршрутах Севморпути и разрушить стратегический порт.

Крейсер остановился у входа в гавань и в ночь на 27 августа открыл огонь. Подходы к порту закрывали «Дежнев» и «Революционер» – эти корабли приняли весь огонь на себя. Они стреляли по крейсеру, но заметных повреждений нанести не могли. «Революционер» был зажжен двумя прямыми попаданиями, сторожевик с множеством пробоин смог выйти из сектора обстрела, открывая место для тяжелой береговой артиллерии. Гаубицы и пушки, несмотря на плохую видимость, били настолько точно, что командир «Адмирала Шеера» тут же отказался от высадки десанта, и, прикрывшись дымовой завесой, крейсер стал отходить.

Вскоре Меендсен-Болькен убедил командование свернуть всю операцию – такое впечатление произвел на него заполярный порт. Этот корабль по вооружению превосходил Диксон почти вдвое, а экипаж 1 150 человек наверняка значительно превышал население поселка… Крейсер выпустил по порту более 300 снарядов, были разрушены радиостанция, нефтехранилище, несколько жилых домов – все это вскоре восстановили. Семеро моряков погибли в бою. Ранения получил 21 человек.

Погибший «Сибиряков» предупредил не только Диксон – сообщения о немецком рейдере получили все полярные порты и базы. На обратном пути «Адмирала Шеера» – для надежности – встречали три эсминца, в сопровождении которых он вернулся на базу, где впоследствии был уничтожен и превращен в автостоянку.

Капитан Качарава после Победы вернулся из плена и был удостоен ордена Красной Звезды.

По свидетельствам ветеранов, в первые годы после войны местные жители старались избегать разговоров о бое 27 августа 1942 года – видимо, у начальства были основания «стесняться» того, что огромный вражеский корабль так глубоко проник в наши полярные воды. Однако оборона Диксона войдет в историю не только как самое северное сражение Второй мировой войны. Диксон, как вспоминал один из немецких моряков, показал, что «от такого сильного противника можно отбиться столь ничтожными силами».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного