Заповедные места

Заповедные места

Полвека назад на юг нашего края завезли бобров с целью сохранения этих животных. Так на территории Идринского района появился заказник «Хабыкский». Мы решили познакомиться со смотрителем заповедной территории и его подопечными.

Конечно, надеялись мы увидеть прежде всего животных, ради которых организовали заказник. Но оказалось, что в июне гостеприимно могут встретить только клещи. Почти сразу же несколько штук снял с себя наш водитель: до ручья, где живут бобры, идти нужно было по высокой траве.

– У бобров появилось потомство, и в этот период они очень осторожны, увидеть сложно, – пояснил нам Анатолий Алексейчук, участковый государственный инспектор по особо охраняемым природным территориям. – Самый благоприятный период наблюдения – май. После долгой зимы они с удовольствием плавают, ныряют, играют.

Мы спускаемся к ручью. Замечаем ниже по течению нагромождение веток – мини-плотину. Неподалеку дерево, которое как острым топором обтесали: зубы у бобров острейшие. Но самих животных не видно. Как нам объяснили, для безопасности бобры делают вход в норы под водой. Живут семьями.

– Заказник был создан для распространения новых видов животных, – поясняет Анатолий Алексейчук. – Но сейчас бобры расселились не только по реке Хабык, но и по ее притокам. Мы наблюдаем за ними, ведем специальный дневник.

По руслу реки много деревьев – ива, береза. Острые зубы бобра справляются с ними не хуже пилы. Желудок хорошо переваривает древесину.

Заказник – место обитания и других видов, в том числе занесенных в Красную книгу. Живут здесь сапсан, серый журавль, черный аист, марал. Через территорию заказника проходят во время миграции косули. Каждую зиму из тайги, где много снега, они идут в сторону Минусинска, Хакасии. Туда, где снежный покров меньше. А потом возвращаются. Но часть косуль останавливается в заказнике. Нравится им здесь: и спокойно, и еды много.

Дети из Ленинграда

Есть в Идринском районе небольшое село – Екатериновка. Почти 80 лет назад, в далеком 1942 году, сюда прибыли несколько десятков детей. Их вывезли из блокадного Ленинграда почти за четыре тысячи километров. В карточках эвакуированных как место работы родителей упоминались фабрика «Катушка» и завод № 232, но нередко в графе «мать» стояло – «умерла», «отец» – в РВКК…

Этим детям повезло несколько раз. Когда они выжили в Ленинграде. Когда удалось переправиться через Ладогу, где под частью машин ломался лед и они мгновенно уходили под воду. И когда смогли доехать до Сибири.

Многие умерли в многодневном пути. В своем рассказе «Соевые конфеты» Виктор Астафьев вспоминает, как ему вместе с другими рабочими выпало хоронить блокадников: «Похоронами я был не просто раздавлен, я был выпотрошен, уничтожен ими, и, не выходя на работу, отправился в Березовку, в военкомат, – проситься на фронт».

Детей распределяли по разным местам. Часть уехали в Екатериновку. Сохранились сведения, что жители села «проявили тепло и заботу к эвакуированным, приняв их как родных детей». А вот что вспоминала женщина, работающая санитаркой в то время:

Шел уже 44-й год, здоровье у блокадных детей было слабое. Но к этому времени они уже оттаяли душой, учи­лись, играли, не без того, и всплакнут порой. В селе их любили, жалели, и им нравилось в гости к местным ходить.

После снятия блокады дети постепенно начали разъезжаться, но у кого-то не осталось никого из родных – после 10-го класса они отправлялись на учебу в Красноярск либо в Абакан. Тот детский дом при местной школе давно закрылся, сейчас там опять школа.

«Добромысловка – село поющее»

Чуть больше года назад появилось в Идринском районе культурное пространство «Доброе». На тот момент таких мультифункциональных проектов-трансформеров на территории страны точно не было. Чуть позже в рамках госпрограммы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности открылся еще один подобный центр – в далеком северном поселке Анциферово.

Выбрали Добромысловское неслучайно: никакого досугового центра там давно не было. Почти 20 лет собирались в подвале школы – благо что он большой.

Новый культурный центр на фоне обычных деревенских домов, конечно, выделяется. Его особенность – передвижные стены для трансформации пространства под необходимые задачи: создать концертную площадку, открыть зоны для проведения мастер-классов и лекций, кинопоказов, встреч с гостями.

– Стену убираем и проводим много мероприятий, – рассказывают нам в «Добром». – Приезжают пожарные, специалисты из Пенсионного фонда, по нашей просьбе – и врач, который мог рассказать о борьбе с гипертонией или о других актуальных для жителей проблемах здоровья. Рассчитано пространство на сто человек, всем хватает места.

Сразу справа от входа – крошечное помещение для библиотеки. Красивые светлые стеллажи, упирающиеся в потолок. Небольшая выставка для детей в рамках объявленного Года театра. Я с интересом беру совсем новую книгу «Аня идет в театр». Достаточно бросить взгляд на полки, чтобы увидеть много ярких, новых томов – очевидно, что фонд постоянно пополняется.

И все это – на 9 метрах… Ограниченность площади, пожалуй, единственный повод для недовольства.

– Часть книг в школе осталась, другая – здесь, – поясняют мне.

Но жители села и этому рады. Открытие такого центра здесь, в Добромысловском, они иначе чем «большой удачей» и не называют.

Тем более центр – это не только новые стены. В комплект входит полноценное звуковое оборудование и даже несколько планшетов.

В школе сейчас нередко дают задания, для выполнения которых нужен компьютер с обучающими программами. Не у всех деревенских ребятишек он есть, и к библиотекарю за планшетами настоящая очередь выстраивается.

Пока мы разговариваем с сотрудниками культурного пространства, на сцене готовится к репетиции местный вокальный ансамбль «Пилигрим». Ему почти три десятка лет. Но полноценные условия для работы появились буквально год назад. Руководитель Юрий Замкин по профессии – учитель физкультуры.

– Добромысловка – село поющее, – рассказывает он. – Здесь всегда был свой коллектив. Я еще мальчишкой приходил, смотрел, мне нравилось.

Начинали они еще в старом клубе, потом 10 лет репетировали в школьном подвале, выезжали с концертами.

Вместе с открытием «Доброго» появился и комплект новой аппаратуры.

– Какая-никакая техника у нас была, но с этой не сравнить, – говорит Юрий. – Хорошие колонки, которые дают качественный звук, синтезатор, световое оборудование, микрофоны. За свой счет это не купишь.

Хочется надеяться, что еще не один такой центр появится в нашем крае.

Благодарим за помощь в подготовке материалов администрацию Идринского района.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что