В нашем регионе в этом году откроется несколько десятков заготовительных пунктов грибов и ягод. Однако тормозит развитие отрасли отсутствие данных о запасах возобновляемого продукта.
Неосвоенные миллионы
Наш край богат не только полезными ископаемыми и древесиной, но и грибами, орехами, ягодами. Правда, ресурс этот мы не используем для развития экономики.
Этот бизнес занимает скромное место в экономике региона, – отметил на КЭФ-2022 советник губернатора края по развитию малого и среднего бизнеса Вячеслав Полищук. – Только сравните: сельское хозяйство развивается на площади пять миллионов гектаров, а лес занимает 155 миллионов гектаров.
И эти гектары не освоены в плане сбора грибов и ягод. По официальным данным, запасы самых распространенных дикоросов – орехов, ягод, грибов, березового сока – в России колоссальные – около 13 миллионов тонн. При этом ягод мы заготавливаем от силы 2,5 % от имеющегося, кедровых орехов – 8 %, грибов – 10 %.
В Красноярском крае и того меньше. Имеем мы три миллиона тонн биологических запасов, а заготавливаем и используем только один-два процента. И это в ситуации, когда население края становится все более грамотным потребителем – предпочитает покупать органическую продукцию. Спрос на натурпродукт у красноярцев каждый год растет на 18 %.
Неучтенные объемы
Мы, конечно, движемся по пути развития этого направления экономики, но пока маленькими шагами.
Эксперты считают, что для вовлечения предпринимателей в производство органической продукции и легализации сбора дикоросов государству необходимо создавать организационные, нормативно-правовые, финансовые и инфраструктурные условия.
По мнению президента Союза переработчиков дикоросов «Национальный экоресурс» Юрия Рудакова, нужна федеральная целевая программа развития данного направления с учетом экологичного производства и бережливого отношения к природе.
Впрочем, как считает председатель Красноярского краевого регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Жеребцов, чтобы работать с дикоросами, для начала необходимо выяснить, какими запасами действительно обладают наши леса:
Многие годы не ведется системный учет дикоросов. И это фундаментальная проблема. Мы столкнулись с тем, что в лесу ресурс заготавливается, но оформить в аренду участок не можем, потому что он не учтен. Урожайность наших лесов определяли 30 лет назад. Этими данными мы и пользуемся.
По словам Антона Жеребцова, сегодня не существует четкой нормы оценки объемов произрастающих в лесах грибов и ягод. А сама функция учета дикоросов в нормативных актах указана как рекомендательная мера. Хочешь – исполняй, не хочешь – не делай.
А никто и не делает этого, – сетует председатель регионального отделения «Деловой России». – Ведь у нас есть другой ресурс – древесина. Он более интересен предпринимателям.
И без такой работы процент освоения дикоросов в крае будет увеличиваться очень медленно, считают эксперты.
Об этой проблеме Союз переработчиков дикоросов говорит с 2014 года – с момента своего образования. Информацию предлагали включить в Стратегию развития лесного комплекса, но, как говорят предприниматели, из 20 положений в документ вошли только шесть.
В стране и регионе мы говорим о заготовке древесины, ее учете. На это идут огромные деньги. Но, к сожалению, нет понимания: отрасль дикоросов может быть более доходной и социально значимой, чем заготовка леса, – считает генеральный директор Красноярского краевого центра «Мой бизнес» Александр Граматунов. – Это большая грядка, которая есть в нашем распоряжении. И мы должны ею пользоваться.
Копеечка в семейный бюджет
В Красноярском крае с 2020 года активизировалась работа по заготовке дикоросов. Появились меры господдержки, а в 2021 году на юге края открылись первые четыре заготовительных пункта. Государство субсидировало предпринимателям 90 процентов затрат на их строительство.
Развитие заготовительной деятельности важно с точки зрения социальных эффектов, – считает заместитель председателя правительства –министр сельского хозяйства и торговли Красноярского края Леонид Шорохов. – Ведь это дает дополнительный доход семьям. Четыре заготпункта открылись уже в конце заготовительного сезона, но и за это непродолжительное время здесь собрали 300 тонн дикоросов, организовали более тысячи рабочих мест. Доход семьи из двух человек, которые собирали дикоросы, за сезон составил до 400 тысяч рублей.
В 2022 году работа продолжится. В краевом бюджете уже предусмотрены средства на поддержку среднего и малого предпринимательства. Им будут возмещать затраты на создание мобильных заготовительных пунктов, субсидировать транспортировку дикоросов, а также создание цифровых платформ для управления, логистики и расчетов с заготовителями.
В 22 территориях края появятся и новые мобильные заготпункты. Это будут легкие конструкции, которые при необходимости можно будет перевезти в другое место.
Наша цель – создать сеть заготовительных пунктов в крае, – поясняет Александр Граматунов. – К 2024 году расширить ее до 100 станций. Сейчас работаем с главами территорий, ищем предпринимателей, которые заинтересованы в сборе дикоросов. В этом пилотном году делаем ставку на лисичку. У нее есть рынок сбыта. Но уже проанализировали 12 видов продукции. Будем постепенно их вводить.
В минсельхозе края, делая ставку на заготовку дикоросов, думают не только о продовольственной безопасности, но и о пополнении бюджета отдельно взятой семьи.
На территории края слабо развита глубокая переработка дикоросов. Джемы, соки, сиропы, сублимированные продукты, вкусовые добавки – все это можно получать из сибирского высококачественного сырья, – отмечает Леонид Шорохов. – Необходимо рассмотреть вопрос о создании центра глубокой переработки дикоросов и дооснащении оборудованием уже действующих пунктов. Это позволит легализовать дикорастущую продукцию, увеличить объемы заготовки. И, что немаловажно, приведет к оптимизации закупа излишек овощей и фруктов, выращенных садоводами и огородниками на их подворьях.
То есть у сельчан появится дополнительный заработок. Лишняя копеечка в семейный бюджет.