Биография красноярца, подполковника милиции в отставке, почетного ветерана УВД края Николая МАТОНИНА – готовый сюжет для военно-приключенческого романа. Мальчишкой он трижды сбегал на фронт, трудился на ключевом объекте легендарной трассы Аляска – Сибирь, после войны разоблачал затаившихся агентов фашистского абвера. Такую книгу он написал сам, назвав ее просто и емко – «Летопись моей жизни». Руководство ГУ МВД России по краю рекомендовало использовать эту книгу при проведении экскурсий и уроков мужества в народном музее истории ОВД Красноярья.
Рядом с великим Енисеем
Николай Матонин родился 26 ноября 1927 года в Красноярске. Отец работал штурманом на Енисее. В рейсах ему помогала мама – была и за повара, и за бухгалтера.
– Мы жили рядом с великим Енисеем. Неудивительно, что мечтали о службе на реке или море, – вспоминал Николай Павлович.
В 1937 году напротив краеведческого музея был открыт клуб юного моряка, куда Коля вместе с друзьями записался на четырехмесячные курсы. Изучали все виды военных кораблей, их оснастку, ходовые и боевые качества, флажковую и световую азбуку, плавали на шлюпках.
В страну пришла беда
Однако все перечеркнула война. В начале июля 1941 года Колю вместе с товарищами, учащимися с пятого по девятый класс, отправили в колхозы на прополку овощей. Несколько сот учеников вместе с преподавателями погрузились на большую баржу и пошли вниз по Енисею до пристани Юксеево в 150 километрах от Красноярска. Школьников провожал весь город, с оркестром и песнями.
– Мы были рады такой командировке, а в речах провожающих слышали, что своей работой в колхозах помогаем нашим фронтовикам.
В деревне Большой Малтат ребят расселили по домам колхозников, разбили на бригады и выделили участки. Работа длилась весь световой день.
– Мы были искусаны комарами, паутами, исцарапаны крапивой и осокой, но никто не ныл.
Уже тогда школьники обратили внимание: мужчин в колхозе было мало, а молодых и вовсе нет – только пожилые. Вся работа в колхозе легла на плечи женщин, их сыновей и дочек.
На фронт!
В 1942 году Николай вместе с отцом пошел в рейс до Минусинска на теплоходе «Серго Орджоникидзе». Все палубы были заполнены ранеными красноармейцами.
– В моей детской душе что-то надломилось. Всякий раз, как подходили к стоянке, папа мне говорил: «Ну, сынок, подавай гудок. Буди деревню! Пусть встречают сыновей, мужей, отцов, братьев, героев-фронтовиков!» А я уже видел, что деревню будить не надо. Она вся на берегу. И когда матросы и медсестры выводили и выносили на носилках раненых, вся деревня рыдала.
Под впечатлением от увиденного и пережитого Коля твердо решил бежать на фронт. Чтобы, как герои книг его любимого Аркадия Гайдара, подносить бойцам патроны, воду и лекарства с бинтами. К нему присоединились два друга. Скопили сухарей, сахар. Пробрались в вагон к красноармейцам: мол, сами из детского дома, едем на фронт, чтобы им помогать.
– Тут к вагону милиционер подошел и забрал нас в комнату милиции. А там уже наши мамы сидят. Второй раз нам удалось с бойцами доехать до Ачинска. Но опять проверка вагонов, и опять нас высадили.
Третья попытка провалилась в эвакуированной из Харькова военно-авиационной школе. В ее расположение пацаны пробрались в надежде обучиться на летчиков. Начальник школы Смуров был строг:
– В летчики им еще рано, а вот в технические службы распределим.
Так с 12 июня 1943 года Коля стал трудиться в Харьковской школе авиации.
Первым делом – самолеты
– Техник Виктор Муханов привел меня в цех. Вдоль стен – различные установки, барокамера. Он мне объяснил, что основная наша работа – ремонт и контроль всех авиаприборов самолетов школы, а также боевых самолетов из Америки, направляющихся на фронт. Виктор показал, как монтируется система масломанометра. Я очень внимательно следил за монтажом, старался запомнить каждую мелочь, ведь мне предстояло самостоятельно выполнять эту работу. И я научился делать ее хорошо.
Через год Николай сдал экзамен и получил квалификацию шлифовальщика третьего разряда. Месячный план по шлифовке он выполнял на 150, а потом и на 200 процентов. Последовало первое повышение – его назначили старшим прибористом. Подросток начал обслуживать самолеты, летевшие по трассе Аляска – Сибирь. Это были истребители «Аэрокобра», бомбардировщики «Бостон», «Боинг», «Каталина».
– Мне было очень интересно знакомиться с их приборными панелями и кое-что по необходимости ремонтировать.
В конце августа 1945 года Николай встречал наших героев-летчиков, летевших с запада на восток.
– На фюзеляжах их боевых машин горели красные звезды. Мы уже знали, что количество звезд указывало на число сбитых летчиком фашистских самолетов. Отдохнув в Красноярске два-три дня, они улетали на восток, добивать японских самураев, которых без их помощи не могла победить хваленая Америка.
Конец диверсанта
После войны Николай окончил речной техникум, ходил на теплоходе по Енисею, по арктическим морям. А потом по комсомольской путевке стал служить оперуполномоченным отдела Министерства госбезопасности СССР, обслуживающего все речные и морские предприятия Енисейского бассейна. Занимался в том числе розыском военных преступников.

Фото из архива героя материала
– Однажды в беседе с начальником спецчасти одного из красноярских заводов Верой Васильевной зашел разговор о чертежнике Игнатюке. Ей показалось странным, что на своем секретном чертеже он обозначает оси координат не как все – ABC, а HFZ, как немецкие чертежники. Начальство поручило мне проверить его.
При проверке выяснилось, что он не Игнатюк, а Юшков – опасный немецкий диверсант. В первом же бою 1941 года он, не будучи даже ранен, сдался в плен. Потом предложил фашистам свои услуги как чертежник – работал в бюро по созданию ракет «Фау-1», «Фау-2». Окончил разведшколу в 1943 году. Как диверсант в группе из четырех человек был заброшен за Урал.
– С его слов, диверсией заниматься не стал, но и в органы НКВД не пошел. Как последний трус, скрывался все эти годы в наших северных экспедициях. Приехал в Красноярск, обзавелся семьей и решил, что о его предательстве никто не узнает. Изменник был осужден на 25 лет лишения свободы.
Навеки в строю
Больше 30 лет отдал Николай Павлович служению Отечеству в системе правоохранительных органов. Прошел путь от оперуполномоченного до начальника паспортного отдела УВД Красноярского крайисполкома. Награжден орденом «Знак Почета» и многими медалями. Ветеран ушел от нас в феврале этого года, совсем немного не дожив до славного юбилея Великой Победы.