Главные российские новости этой недели шли из Москвы – они касались государственной внутренней политики и законотворчества, причем речь идет о законах, которые затрагивают интересы всего общества и касаются давно наболевших его проблем.
Распоряжение президента взять под контроль цены на продукты – это вроде бы экономика, но на самом деле политика в чистом виде. Можно сколько угодно рассуждать о том, насколько «приказной» метод сдерживания цен эффективен, сколько в нем популизма, а сколько выверенных расчетов и анализа рыночной ситуации…
Но в политическом смысле ход верный. Люди должны видеть, что в Кремле о проблеме знают, президент на месте, он в курсе, что еда дорожает, и это не способствует повышению авторитета власти. Ну и продуктовые спекулянты, которые никуда не делись, пусть тоже понимают, что они под контролем. Потому что законы рынка – это одно, а человеческая жадность, когда хочется обобрать ближнего, – она тоже имеет место. И время от времени надо урезать аппетиты барыг.
Что касается законотворчества, то на этой неделе хорошо поработала Госдума. Депутаты нижней палаты парламента приняли ряд законов, против которых большинство граждан вряд ли будут возражать. Хотя нюансы, конечно, есть.
Тебя накажут. А ты не хами
Во втором, основном, чтении Госдума приняла законопроект, вводящий повышенные штрафы за оскорбление, клевету и хамство, в том числе в интернете и для чиновников.
Штраф за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной форме, противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности, составит до 200 тысяч рублей. Если вас оскорбили в публичном выступлении, в СМИ либо в интернете, хам может огрести штраф до 700 тысяч рублей.
Вводится административная ответственность за оскорбление, совершенное «лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей)» – до 150 тысяч рублей.
Также предлагается установить административную ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в виде штрафа для юрлиц в размере от 500 тысяч до 3 млн рублей.
Сурово. Например, в ныне действующем Кодексе об административных правонарушениях штраф за оскорбление (статья 5.61) составляет для граждан от одной тысячи до трех тысяч, для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч, для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей. То есть штрафы за «язык без костей» теперь вырастут в разы и на порядки. Сравните: было до трех, стало до двухсот!
А статьи за клевету в КоАПе не было вообще (изъяли когда-то). Теперь, значит, возвращают.
У нас появляется административный правовой инструмент, который поможет дать по рукам тем, кто не умеет вести себя прилично, заходя в интернет. Посмотрите, что творится в соцсетях, которые превратились в публичную площадку для разборок на разные темы. Хамье там правит бал, рассыпая грязные оскорбления налево и направо. Пора его укоротить. Интересно дождаться судебной практики и посмотреть, закроют ли рты сетевые хамы, когда пойдут первые крупные штрафы?
Ну а против того, что законопроект, если он станет законом, позволит ставить на место зарвавшихся чиновников, возражать, я думаю, народ не будет. Каждый хоть раз в жизни в какой-нибудь государственной конторе нарывался на чинуш, по которым этот закон давно плачет.
Что стоишь, качаясь?
Также на этой неделе депутаты Госдумы поддержали поправки в УК и УПК против пропаганды наркотиков в сети и на одном из комитетов одобрили ко второму чтению законопроект о возвращении в России системы медвытрезвителей.
Проблема распространения наркотиков (а они главным образом как раз через интернет и мессенджеры распространяются сегодня – здравствуй, новый цифровой мир) уже назрела и перезрела. Но лучше поздно, чем никогда. Помимо других наказаний, поправки ужесточают уголовную ответственность за склонение к употреблению наркотиков, если это стало причиной смерти как минимум двух человек. Виновный может сесть в тюрьму на срок от 12 до 15 лет. Почти как за убийство. Одобряем.
Про вытрезвители вы, конечно, уже знаете. Возвращать их надо. Хотя бы в Сибири. Оставлять замерзать пьяного человека на улице – это негуманно. Хотя я понимаю, что есть у нас добрые люди, которые желают всем алкашам поскорей сдохнуть, но мы же с вами не из таких?
Поэтому алкашей надо подбирать и увозить в тепло. Пока им на улице не дали по голове, не покалечили и не ограбили.
Но есть нюанс: вытрезвители предлагается сделать частными. Верней, они должны работать «на базе государственно-частного партнерства»: пьяниц сюда будет привозить полиция, а обслуживать – частные фельдшеры. И стоить для выпившего эта услуга будет полторы тысячи. Народ опасается, как бы это опять не превратилось в охоту на слегка выпивших мужиков, как было уже во времена горбачевского сухого закона, да и позже: выпил человек на дне рождения пару бокалов вина «с прицепом», идет себе домой, никого не трогает, под заборы не падает, а его хватают и волокут в «трезвяк». Потому что «десять старушек – рубль».
Этот момент должен быть хорошо продуман и зафиксирован в законе: при каких обстоятельствах, при какой степени опьянения, кого и как можно забирать. И тогда я за вытрезвители. Сам-то давно ушел из большого спорта, терять мне нечего. А вы не пейте, никто и не заберет.