В наш динамичный век познакомиться с человеком, всю свою жизнь отдавшим одному предприятию, – редкая творческая удача. Светлана Сёмкина проработала на Красноярском цементном заводе 45 лет практически во всех его подразделениях, освоила несколько профессий. Причем ее знакомство с промышленным гигантом состоялось в самом раннем детстве.
Дело в том, что Светлана Семкина воспитывалась в детском доме в селе Ермаковском. А цементный завод как раз над этим домом шефствовал – ребятишки росли под его заботливым крылом.
– Часто шефы приезжали к нам в командировки. Привозили музыкальные инструменты, лыжи, санки, подарки к дню рождения и много чего еще. А нас, в свою очередь, приглашали на экскурсии по предприятию. Так я в семь лет с заводом и познакомилась, – вспоминает Светлана Андреевна.
Каждое лето она проводила в заводском пионерском лагере. Сначала как воспитанница, а когда стала старше – как пионервожатая.
– После выпускного бала в школе мне дали направление на работу на пенициллиновый завод. А там в общежитии… одна кровать на двоих с подругой! Ну что делать – съездила, устроилась, вернулась в пионерлагерь – сезон еще не кончился. Навстречу председатель профкома Александр Манжин. Посмеялись по поводу кровати, тут он и говорит: «Слушай, а зачем тебе туда? Давай к нам на завод!»
В 1966 году женского общежития на предприятии еще не было, но Светлане пошли навстречу – выделили комнату в поселке Цементников, сделали ремонт. Первая запись в трудовой книжке – разнорабочая сырьевого цеха. Начальник этого подразделения Николай Бархатов потом стал посаженным отцом девушки на свадьбе, которую сыграли в заводской столовой.
Светлана Андреевна начала трудиться на бассейнах – занималась корректировкой шлама для быстрой его подачи в печи цеха обжига, исключая их простой. А сама – хрупкая, невысокая…
– Тяжело было?
– Вы знаете, нет, хотя трудиться приходилось и по ночам. Задвижки тогда стояли не механические, их нужно открывать вручную, прилагать усилие.
– И как, открывали?
– Открывала! Восемь лет проработала и была награждена медалью «За трудовое отличие». Я ведь чем брала? Приходила на работу пораньше, а по окончании своей смены домой не спешила, часто и чужую прихватывала. Так наш коллектив стал лучшим по заводу, мы всегда перевыполняли план. Параллельно я работала на насосах, которые подают шлам на печи. Вот где пришлось побегать! Тут перелила, там сальники набила на следующий насос, если этот «зашламует»… Наша смена была лучшей по заводу в течение семи лет.
– Вы так легко о сложных вещах рассказываете…
– Я еще на учебе в техникуме сказала себе: занятия не пропускать! И успевала – за счет пунктуальности, готовности все сделать вовремя. Когда устроилась на завод бассейнщицей, ко мне прикрепили наставника – Валентину Талайкову. Она меня учила. А я применила тот же подход, что и в студенчестве. Так освоила несколько профессий. В сырьевом цехе изучила почти все специальности: машинист, насосчик, бассейнщица.
В монтажном техникуме в Красноярске Светлана училась на вечернем отделении, продолжая работать. Получила специальность техника-монтажника – механика. Была секретарем комсомольской организации цеха. Позже стала секретарем партийной организации в транспортном цехе, в течение 20 лет была председателем совета ветеранов завода, народным заседателем в суде, депутатом Свердловского райсовета, членом райкома партии! И все эти должности – без отрыва от производства, основную работу они не заменяли. На все требовалось находить время, везде успевать.
– Единственную поблажку себе дала, когда родился ребенок. Выходить в ночную смену уже не могла – перешла машинистом дробилки в карьер. Могла работать и на щековой дробилке, и на молотковой.
После Красноярского политехнического института, который Светлана Андреевна окончила заочно, стала диспетчером в заводоуправлении. Однако спустя четыре года упросила тогдашнего директора завода Бориса Левченко, чтобы ее вернули на производство машинистом упаковочной машины, затем – машинистом угольных мельниц в цех обжига клинкера. В каждом цехе, где Светлана Андреевна работала, она также подменяла мастеров.
– Каким был завод, когда вы впервые переступили проходную, и какой он сейчас?
– Когда я работала на упаковочной машине, глаза засыпало. Сейчас если даже захочешь – не засыплешь! Оборудование новое, современное установлено. Фильтры совсем другие в цехе обжига, выбросов в атмосферу практически нет. В годы моей работы в старом цехе помола ходили чуть ли не по колено в цементе. В прошлом году была на открытии нового отделения цеха помола после модернизации – все чисто, все убирается пылесосами. Конечно, разница большая.
Светлана Андреевна признается, что скучает по заводу. Здесь она всегда желанный гость. И с другими ветеранами связи не теряет.
– А как же иначе. Завод меня вырастил, воспитал. Вся жизнь здесь прошла!