Потенциально Красноярский край, получивший в дар от планеты множество природных богатств, способен стать одним из важнейших туристических регионов страны. Чего стоят одни только Ергаки – природный парк, который вызывает откровенную зависть у соседей. О масштабных планах развития туристической отрасли края говорится очень давно. Но лишь в последние годы планы понемногу начали перемещаться с бумажных листов на землю.
На прямой линии с читателями «НКК» министр регионального спорта, туризма и молодежной политики Сергей Гуров не скрывал: долгое время туризм на нашей территории существовал по «остаточному принципу» – власть и бизнес жили сами по себе, а население получало услуги среднего, а иногда и низкого качества, сетуя на откровенно неразвитую инфраструктуру. Время идет, подходы меняются. Сейчас в краевом правительстве разрабатывается закон «О туризме и туристической деятельности», призванный навести порядок в отрасли, а также реализуется несколько масштабных проектов по превращению красноярской земли в «истинно-туристическую».
– Сергей Николаевич, здравствуйте! Беспокоит Николай из Красноярска. Постоянно читаю в газетах рассказы о том, что поддержка туризма – приоритетное направление работы правительства. Расскажите поподробнее, что конкретно делается вашим ведомством для повышения туристической привлекательности региона. Только с примерами!
– В течение последних лет туристическая деятельность края, как отрасль, регулируемая правительством, «кочевала» из одного ведомства в другое, была эдакой «блудной дочерью». В те годы вести речь о стратегическом развитии туризма было сложно. Только в последнее время туризм плотно закрепился за нашим министерством. С тех пор и началась непростая, комплексная работа. Природа одарила всех нас целой россыпью богатств. Но, к сожалению, условий для комфортного отдыха в крае создано мало. Сейчас одна из наших главных задач – участие в постоянно действующих туристических выставках и качественная презентация возможностей Красноярского края на федеральном и международном уровнях. Мы уже представляли регион на мартовских турмероприятиях в Берлине. Далее по графику – Москва, Санкт-Петербург, Токио, Шанхай. Китайские туристы нас особо интересуют – на этом рынке еще много неосвоенных возможностей. Недавно мы выпустили красочный иллюстрированный каталог «Красноярский край. Добро пожаловать в Сибирь!». Он вышел на трех языках, в том числе, и на китайском.
Также в прошлом году мы создали краевое автономное учреждение «Ергаки». Его задача – не только развивать парк, но и заниматься активным продвижением туристических возможностей края для всех жителей территории. Мы постоянно проводим информационные туры для журналистов и представителей турбизнеса. Последний был совсем недавно. Во время фестиваля «Саянское кольцо» мы организовали информационный тур по югу Красноярского края, Хакасии и Тыве. Событийный туризм – одно из приоритетных направлений. Такие полюбившиеся фестивали, как «Саянское кольцо» в Шушенском районе, «Высоцкий и Сибирь» в Манском районе, Августовская ярмарка в Енисейске, Канский видеофестиваль в Канске, «Взятие снежного городка» в Сухобузимском районе, должны, кроме культурной составляющей, ежегодно становиться все более туристически привлекательными событиями. Для этого в этих муниципальных районах должна развиваться соответствующая инфраструктура, а туристические компании Красноярского края должны создавать под эти фестивали специальные туристские программы. Но работы предстоит еще много – не стоит обольщаться. Все только начинается!
Миллиард – в розетку
– Светлана, Красноярск. Ежегодно у нас в крае проводится Манский фестиваль – во время Дня молодежи. Но в этом году многие не смогли разместиться на поляне. Три ее четверти отданы под какую-то застройку. А что там возводится? И не помешает ли стройка проведению фестиваля в последующие годы?
– Манский фестиваль, открывающий сезон сплавов, – знаковое событие для краевой туриндустрии. Он проводится при активной поддержке минспорта. И строительные работы, которые ведутся на Беретской поляне, призваны улучшить инфраструктуру мероприятия. Отдых на Мане должен быть качественным! Поэтому сейчас компания «Союз», а также еще один частный предприниматель, занимаются строительством новых баз для туристов. Не переживайте: это делается, чтобы в последующие годы условия на Мане были еще лучше и качественнее. Чтобы на Беретской поляне трудились организации, которые займутся ее благоустройством и будут поддерживать объект в надлежащем состоянии.
– Анна, Красноярск. У меня вопрос по Ергакам. Скажите, когда там наведут инфраструктурный порядок? Недавно ездили на озеро Светлое. Бытовые условия нас просто поразили – со знаком «минус». Отходишь от воды в лес – словно на «минное поле» попадаешь. Под деревьями валяется мусор – пустые банки, бутылки. Неужели нельзя поставить деревянные туалеты, урны – чтобы туристы не гадили на природе?
– Во-первых, хочу призвать к совести туристов, которые приезжают отдыхать и оставляют за собой настоящие мусорные горы. Пока каждый из нас не поймет, что порядок начинается с себя, никаких усилий властей не хватит, чтобы с этим справиться. Ведь чем дальше турист уходит вглубь леса, тем меньше возможностей его контролировать.
Хотя в Ергаках ведется масштабная работа – и по борьбе с браконьерами, которые там практически исчезли, и по работе с отдыхающим населением. Сейчас в природном парке строится электроподстанция. В этом году ее должны сдать. Благодаря этому объекту, мы сможем «запитать» электричеством не только 9 существующих турбаз, работающих в Ергаках, но и дать возможность для дальнейшей работы по созданию туристской инфраструктуры парка. Раньше такой возможности не было, и туристы могли пользоваться розетками лишь по нескольку часов в день. Правительство края вложило более 1,2 миллиардов рублей в строительство столь важнейшей инфраструктурной вещи.
Кроме того, в ближайшее время мы планируем добиться еще нескольких важных целей. Завершить проектирование альпинистско-туристического лагеря. Закончить работы по водоотведению и водоснабжению для тренировочной базы МЧС и, опять же, для лагеря. Запустить три новые экологические тропы – необходимые исследования уже проведены. Также мы разрабатываем долгосрочную целевую программу по поддержке краевого туризма – на ближайшие три года. Как раз по ее нормативам предусмотрено финансирование деятельности по вывозу бытового мусора.
Под шапкой закона
– Вячеслав, Дивногорск. Сергей Николаевич, как мы можем говорить о перспективах туризма в крае, если эта сфера все еще «неузаконена». Нормативно-правовой базы нет. Получается, каждый игрок рынка действует в собственных интересах. И что в этой ситуации делать государству?
– Вячеслав, спасибо за интересный вопрос. Могу вас обрадовать: в данное время проект нового краевого закона «О туризме и туристической деятельности» прошел череду согласований и сейчас находится на рассмотрении в министерстве экономики и регионального развития. Закон обсуждался с общественностью, депутатами Законодательного собрания, представителями туристических компаний. Надеемся, уже в начале осени депутаты примут его в первом чтении. Действительно, мы сейчас находимся в той стадии, когда туризм тяжело развивать дальше – из-за отсутствия элементарных законодательных норм. Наш проект направлен на реализацию трех составляющих – обеспечение безопасности туристов на территории края, государственную поддержку региональной туристической деятельности и информирование населения о всех «природных возможностях» нашей большой территории.
– На ваш взгляд, этот закон способен что-то кардинальным образом изменить? И нужен ли он тем же самым турфирмам? Они привыкли работать самостоятельно – без всякого «диктата из Серого дома».
– Вопрос риторический. Любой бизнес старается взаимодействовать с властью по принципу: «Вы нам только не мешайте!». Туристический – не исключение. Такая ситуация царила в крае долгие годы. И наша задача – выстраивать взаимоотношения на принципах взаимопомощи. Может быть, тем компаниям, кто работает на экспорт – вывозит туристов за территорию края – закон и не нужен. А импортерам, а также тем, кто занимается внутренним туризмом, – он поможет.
Кроме того, что в законе прописаны основные «формы безопасности» для тех, кто отдыхает неорганизованно, «дикарями», мы уделили огромное внимание мерам господдержки отрасли. Целевая программа, о которой я уже говорил – своего рода «приложение» к закону. Если какая-то турфирма захочет разработать собственный интересный проект, предоставит нам эскизы, рабочую документацию, докажет важность и значимость проекта – получит финансирование из краевого бюджета.
Еще одно немаловажное направление – поддержка туризма в муниципальных образованиях края. Мы должны сделать все необходимое, чтобы «на местах» разрабатывались собственные туристические программы. Они, в совокупности, и станут тем фундаментом, на котором мы создадим единую краевую программу развития туротрасли в регионе – с участием региональной казны, муниципальной и крупных бизнес-структур.
Шарыпово – номер один!
– Ольга, Железногорск. Планируется ли запустить в Интернете информационный сайт о краевом туризме? Очень неудобно часами сидеть в «поисковиках» и по крупицам разыскивать информацию о том же «Саянском кольце» или отдыхе на озерах.
– Тема, как никогда, актуальна – и ваш звонок еще раз это подтверждает. Мы уже давно приступили к созданию такого сайта. Правда, не без проблем. Компания-разработчик, выигравшая конкурс, оказалась неблагонадежной. Нам пришлось расторгнуть контракт и заключить соглашение с другой фирмой. К 15 сентября мы планируем запустить сайт, где будет представлена информация о местах отдыха в крае, о наших туристических компаниях и многом другом. Портал станет интерактивным. Любой, кто владеет интересными и проверенными сведениями, связанными с краевым туризмом, сможет опубликовать их в Интернете – мы это только приветствуем!
– Николай, Шарыповский район. Много говорится о том, что Шушенское – один из центров нашего туризма. Но почему мы забываем о моем родном Шарыпово? Из немногих официально разрешенных к купанию пляжей – 9 находится в нашем районе. У нас много туристических троп, красивейших озер, но роль Шарыповского района в развитии туризма в Красноярском крае, на мой взгляд, замалчивается. Скажите, будет ли краевая власть помогать Шарыпово?
– Хочу вас успокоить. Наряду с Ергаками, Шарыповский район – одна из ключевых «туристических земель» края. Это – основное муниципальное образование с точки зрения развития отрасли. В Шарыповском районе более 270 водоемов и наибольшее количество сертифицированных пляжей. Если говорить о поддержке городов и районов края в плане туризма, то Шарыпово – наш «пилотный» проект. В сентябре мы планируем устроить для жителей района большую презентацию – детально расскажем им, какие перспективы, связанные с туризмом, их ожидают. В крае, кроме Шарыповского, много районов, которые мы собираемся поддерживать – Сухобузимский, Березовский, Манский, Енисейский, Балахтинский, Минусинский, Шушенский, Ермаковский, Новоселовский. Но Шарыповский, благодаря активности главы района Геннадия Качаева, – «номер один» среди них. Больше всего «туристической работы» ведется именно там.
– Сергей Николаевич, и напоследок, глобальный вопрос, который читатели задают на сайте «НКК». Почему люди, приезжающие на отдых, должны платить «поборы»? Хочешь проехать на Манский плес – отдай 300 рублей, и дорога через шлагбаум открыта. Та же ситуация на озере Бархатное. Говорят, «деньги за проход» собирают, а из «сервисов» – только «парковка» на лужайке и туалет типа «сортир»…
– С нами такой «платы» никто, естественно, не согласовывал. Земельные участки вокруг таких мест отдыха предоставляются частным предпринимателям муниципалитетами – на основе договора аренды. С одной стороны, туристы должны платить за минимальный сервис. Кто-то же должен вывозить оставляемый людьми мусор, убираться на пляжах. Поэтому от минимальной платы за въезд мы никуда не уйдем. Но отмечу – собирать деньги имеют право лишь те, кто официально арендовал землю. Если такого договора у предпринимателей на руках нет, их действия незаконны. И еще: платить вы можете только за парковку автомобиля на природной территории. Если идете пешком, брать с вас плату никто не имеет право. Вскоре на нашем краевом едином туристическом портале мы обязательно опубликуем эту «памятку» – вместе со списком мест, где с вас могут собирать деньги, а где – не могут.