Здоровье машин проверят по-новому

Здоровье машин проверят по-новому
Фото Олега Кузьмина

С 1 марта в России планировали изменить процедуру техосмотра. Ввести обязательную фотосъемку автомобиля при заезде и выезде из технического сервиса и фиксировать по GPS геолокацию в момент фото.

Всю информацию вместе со сведениями о техническом состоянии машины предлагается заносить в электронную базу данных ЕАИС ТО, которая находится под контролем МВД. Именно это ведомство должно контролировать всю систему, технические пункты техосмотра и проверять данные в диагностических картах.

Если полиция обнаружит ошибки и нарушения, то диагностическую карту аннулируют, а виновные понесут наказание вплоть до уголовного. Причем МВД может провести проверку и спустя полгода после выписки карты и покупки полиса ОСАГО.

Уже известно, что диагностическая карта будет электронной, на ней должна стоять электронная подпись технического эксперта, проводившего диагностику. Бумажный аналог могут выдать автовладельцу по запросу, он понадобится только при выезде машины за пределы России.

Данные диагностической карты будут храниться в базе МВД не менее пяти лет. Страховая компания сможет по запросу получать информацию о наличии техосмотра и только после этого сможет выдать клиенту полис ОСАГО.

Собственно, так было и раньше, но к контролю за этой цепочкой ГИБДД имело косвенное отношение, поэтому мошенники на рынке ТО процветали.

Сегодня, как сообщает сайт Autonews.ru, по всей России уже готовы 5 300 пунктов технического осмотра, которые прошли предварительную сертификацию.

Выбрать ближайший пункт автомобилисты могут из реестра операторов техосмотра от Российского союза автостраховщиков (РСА), это открытая информация, которая есть на сайте РСА. А вот база диагностических карт находится у МВД. Страховщик получает только финальную информацию о том, что техосмотр пройден.

МВД уже прописало более 80 требований к безопасности транспортного средства при прохождении техосмотра. Они касаются тормозной системы автомобиля, рулевого управления, внешних световых приборов, шин и колес, а также двигателя и его систем. Да, собственно, всех узлов, отвечающих за безопасность.

Новая система должна была заработать летом 2020 года, но ее запуск перенесли на более поздний срок из-за пандемии.

Некоторые автомобилисты, ознакомившись с новым порядком техосмотра, возмутились ограничением пропускной способности техцентров. Каждому пункту обозначают количество машин, которое он может продиагностировать в сутки в зависимости от числа линий и экспертов. Правда, представители РСА возражают.

– Нельзя сказать, что целый час будет проводиться техосмотр одной машины. Для легкового автомобиля регламентировано полчаса. Час по регламенту нужен для грузового транспорта. Мы надеемся, что операторов к марту станет больше. Но и те, что уже есть, могут увеличить количество линий и экспертов, и тогда пропускная способность пункта будет расти. Главное для всех, чтобы человек приехал на пункт и прошел техосмотр, – приводит ТАСС слова представителя РСА Сергея Ефремова.

Словом, страховщики настроены оптимистично. Там считают, что основная масса пунктов ТО готова к проведению техосмотра, и ничто не мешает  начать работать по-новому. Хотя, наверное, очереди на первых порах будут.

Что ж, поживем – увидим.

 

История с мошенниками

Технический осмотр автомобилей в том виде, в каком он существует до наших дней, появился в СССР только в 1964 году. Тогда был введен талон техосмотра, который водитель был обязан иметь при себе и размещать в углу ветрового стекла. Правила прохождения ТО неоднократно менялись: наиболее серьезные изменения были внесены в 1974 и 1988 годах.

И в СССР, и в новой России до 1 января 2012 года техосмотр был полностью в руках ГАИ (ГИБДД). В специальных пунктах работали офицеры милиции, хорошо знающие устройство автомобиля. Они самолично занимались осмотром машин, лазили под ними с зеркальцем. Авто проверялись на специальных стендах, проводился инструментальный, компьютерный контроль всех его систем. Дело было поставлено серьезно. Без талона на дорогу не выедешь – оштрафуют.

Были, конечно, и тогда в этой сфере лазейки и махинации – талоны иногда покупались, ТО делалось по блату или чисто формально, за взятку, но это не носило массового характера.

А в 2011-м президент Медведев непонятно из каких соображений подписал указ, отнявший у ГАИ функции техосмотра. Он был передан в руки страховых компаний, а фактически – коммерческим структурам. Тут-то и начались настоящий хаос и очковтирательство.

Во-первых, правила ТО постоянно менялись и дополнялись. Во-вторых, на этот рынок полезли «и жук, и жаба».

Диагностическую карту техосмотра вместе со страховкой ОСАГО (вторая без первой не выдается) стало возможно купить на каждом углу, на любом авторынке. Причем без прохождения настоящего ТО – достаточно было загнать машину в бокс, сфотографировать ее и внести данные в базу. Это в лучшем случае.

Сейчас есть варианты еще проще и наглей в своем попирании законов. Зайдите на любой сайт бесплатных объявлений, и вы найдете там десятки предложений о продаже диагностической карты ТО (точней, ее номера) вместе с полисом ОСАГО или без него. Ехать никуда не надо – только платите деньги, и вам все сделают дистанционно.

Готовя этот материал, я позвонил по нескольким объявлениям и убедился: система обмана государства работает как часы. Мне тут же посыпались в мессенджер предложения.

Одни дельцы честно предупреждали, что сделают мне за две-три тысячи и техосмотр, и страховку, а документы пришлют по электронной почте. Но они будут «только для того, чтобы ездить» – в случае ДТП выплат по такой «страховке» никто не получит. Другие обещали «абсолютно честные» бумаги, правда, уже значительно дороже.

Но в обоих случаях никто не изъявил желания увидеть мой автомобиль или меня лично. Присылай фото документов – все сделаем. Пусть там у тебя не машина, а хоть ржавое ведро, которое еле передвигается.

 

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Антон ГОСТЕВ

капитан полиции, начальник отделения по пропаганде ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское»

– Новые правила техосмотра – это, я считаю, серьезный шаг по возвращению ГИБДД контроля за состоянием машин, как было раньше. И это правильно. Вы справедливо заметили, что на этом рынке крутится много нечистоплотных дельцов, пора наводить здесь порядок.

Техосмотр автобусов должен проходить с обязательным участием сотрудника полиции.

Мы всегда реагируем, если есть подозрение, что техосмотр пройден лишь на бумаге, – сообщаем данные в Российский союз автостраховщиков. Бывают иногда ситуации, когда при ДТП выясняется, что житель Красноярска сделал ТО своему автомобилю вчера в Норильске. Или три дня назад – в Москве. Понятно, что никакой техосмотр его машина не проходила, а документы он получил по почте. Разбираемся и принимаем соответствующие меры. А вообще работа с мошенниками – прерогатива уголовного розыска.

ГИБДД настоятельно рекомендует проходить техосмотр по закону, фактически в лицензированных пунктах. Это и безопасность на дороге – во время ТО можно выявить технические неисправности автомобиля, – и ваша юридическая уверенность в случае ДТП.

!!! Пока верстался номер, пришла информация, что Михаил Мишустин на заседании правительства предложил отложить до 1 октября новый порядок техосмотра автомобилей. По его словам, ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, и это «несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей».

 Обращаю внимание министерств и ведомств: нужно сделать все, чтобы с 1 октября система заработала без сбоев. Еще раз посмотреть на процедуры и их техническую реализацию. Никаких неудобств для граждан быть не должно. В нашей стране миллионы автолюбителей, сделать все надо по-человечески.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи