РУСАЛ планирует демонтировать 11 старых корпусов Красноярского алюминиевого завода и уже в 2023 году начать строить два новых. Использование современных электролизеров, работающих по технологии обожженных анодов, сведет выбросы бензопирена в новых цехах фактически к нулю и уменьшит выбросы фторидов на две трети. По оценкам РУСАЛа, проект обойдется компании в 115 млрд рублей и не предусматривает изменения объема производства предприятия, остающегося на уровне одного миллиона тонн в год. Инициатива направлена исключительно на повышение экологической безопасности КрАЗа и улучшение качества жизни красноярцев. Накануне в краевом центре состоялось общественное обсуждение проекта.
Глобальная стратегия
Программа экологической перестройки для РУСАЛа не ограничивается красноярским предприятием. В начале 2021 года компания анонсировала беспрецедентный для российской алюминиевой отрасли проект, который реализуют в нескольких регионах. Красноярский опыт будет тиражирован на Братском, Иркутском и Новокузнецком заводах – здесь также планируется демонтировать часть старых корпусов и построить современные цеха. По сути, это означает появление на месте старых новых предприятий, базирующихся на современных и экологичных технологиях, разработанных инженерами компании.
В РУСАЛе отметили, что эта программа является продолжением глобальной стратегии модернизации предприятий, которая была инициирована основателем компании Олегом Дерипаской как новая парадигма технологического и гражданского сознания, опережающая и предвосхищающая экологические тренды.
Первая фаза строительства на КрАЗе начнется после завершения проектирования и прохождения всех экспертиз. Она продлится с 2023 по 2026 год. Второй этап завершится в 2028 году. Постепенно демонтируют и закроют старые корпуса, построят два новых, при этом не прерывая выпуск алюминия. На освободившейся территории высадят деревья.
Всю эту грандиозную перестройку КрАЗа компания планирует реализовать за свой счет. Проект обойдется РУСАЛу в 115 млрд рублей, государство не потратит ни копейки
В современных корпусах будут применяться новейшие электролизеры РА-550 собственной разработки РУСАЛа. На сегодня это самая экологичная и энергетически эффективная технология производства алюминия в мире – она тестируется на опытном производстве в Саяногорске с 2016 года, и ее характеристики подтверждены натурными измерениями. На КрАЗе планируют перевести на РА-550 50 % объема производства.
В финале проекта на новом производстве выброс бензопирена будет сведен к нулю. Также модернизация предприятия снизит выброс парниковых газов на 16 %.
Данные параметры подтверждены специалистами департамента экологии «РУСАЛ ИТЦ» и компании «ИнЭкА-консалтинг», которая проводила оценку воздействия на окружающую среду проекта реконструкции КрАЗа. По заключению экспертов, проект однозначно улучшит экологические показатели завода.
Отметим, что компания уже имеет опыт успешной реализации подобных проектов. Так, в 2006 году на Хакасском алюминиевом заводе впервые в современной России было запущено одно из наиболее технологичных и экологичных производств алюминия в мире. Разработанная инженерно-технологическим центром РУСАЛа технология РА-300 на обожженных анодах успешно применяется в Хакасии. Эта технология также применяется на Богучанском алюминиевом заводе.
Под контролем общественности
Проект экологической перестройки КрАЗа реализуется при поддержке и под контролем общественности. На прошедшем в Красноярске общественном обсуждении директор по устойчивому развитию РУСАЛа Ирина Бахтина отметила, что активисты и жители Красноярска встретили проект с большим воодушевлением:
– Это редкий пример реконструкции производства, обеспечивающей настоящий эффект декаплинга – серьезного сокращения экологического следа (выбросов приоритетных загрязняющих веществ и парниковых газов) при сохранении объемов производства. Уверена, что формирование общественно-экспертного совета проекта экологической модернизации четырех крупнейших алюминиевых заводов, о котором мы договорились, будет способствовать максимальной транспарентности действий бизнеса для общественности и восстановлению доверия между всеми заинтересованными сторонами.
Общественники живо интересовались не только финальными результатами проекта, но и его влиянием на окружающую среду в процессе реализации.
Ознакомиться с материалами по оценке воздействия проекта на окружающую среду в электронном формате можно на сайте rusal.ru в рубрике «Общественные обсуждения»
Оценили и тот факт, что основательно продуман вопрос утилизации промышленных и строительных отходов – согласно проекту, более 90 % отходов будет переработано и вторично использовано как внутри РУСАЛа, так и другими компаниями.
Получатся, что от масштабной перестройки КрАЗа краю и его жителям – лишь очевидная экологическая выгода.
Электролизеры РА-550 более энергоэффективны, позволяют обеспечить непрерывность производственного процесса. Это принципиально новая, прорывная конструкция катодной ошиновки: двухсторонний подвод тока, модульное устройство. Обожженные аноды, которые применяются в электролизерах, не выделяют бензопирена.
Максимально плотная компоновка электролизеров в корпусе позволяет снять больше металла с единицы площади и снизить капитальные затраты. Поэтому, несмотря на сокращение площадей, объемы производства на КрАЗе останутся прежними.