«Зеленая шишка» – гарант качества продуктов»

«Зеленая шишка» – гарант качества продуктов»
Фото Александр Черных

Красноярцы уже привыкли к тому, что на прилавках есть товары с необычной маркировкой «Зеленая шишка». Это региональный знак качества, означающий, что продукция одобрена «Енисейским стандартом». Появление системы борьбы с продажей товаров, не отвечающих заявленным характеристикам, стало возможным благодаря созданию Ассоциации сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли Красноярского края. О том, на что нужно обращать внимание при покупке продуктов питания и зачем местным производителям нужно объединяться, рассказывает председатель координационного совета ассоциации «Енисейский стандарт» Игорь ДОМНИН.

– Когда покупатель оказывается в торговом зале, ему сложно сориентироваться в том, что за продукция представлена на полках, – говорит Игорь Анатольевич. – Любому потребителю нужна навигация, которая поможет найти товар, отвечающий его запросам. «Зеленая шишка» как раз и является тем инструментом навигации, тем знаком, который гарантирует, что отмеченный им товар является качественным.

Мы решили систематически мониторить полки, следить за качеством товаров, которые пользуются максимальным спросом. Вместе с независимыми экспертами разбираемся, соответствует ли продукт заявленным производителем характеристикам. Товары, прошедшие проверку, маркируются специальным знаком «Зеленая шишка». Таким образом, на основе выводов экспертов и результатов лабораторных исследований ассоциация дает гарантию качества.

– Я правильно понимаю, что членство в вашей ассоциации не гарантирует автоматического получения знака «Зеленая шишка»?

– Совершенно верно. Мы общественная организация, и проверка качества продуктов – это одно из направлений нашей деятельности. Скажу более, чтобы стать нашим членом, недостаточно быть местным производителем. Необходимо обязательно предоставить свою продукцию для исследования. «Зеленая шишка» присваивается только в том случае, если экспертиза доказала натуральность и соответствие состава нормам и требованиям. Кроме того, продукт должен быть произведен из местного сырья, а производитель должен работать на территории региона и делать все положенные законом отчисления. Базовое условие – качественная продукция.

Знак качества присваивается не производителю или торговой марке, а конкретному продукту с полки. Если экспертизу прошли только конкретный творог или молоко определенного процента жирности, то «Зеленую шишку» можно разместить на упаковке именно этих товаров. И у всех членов ассоциации «Зеленой шишкой» отмечены только те продукты, которые прошли экспертизу.

– Существует ли система подтверждения качества? Вот получил какой-то товар этот знак отличия. Когда его будут проверять снова?

– Право размещения «Зеленой шишки» дается на три года. Но это не означает, что три года на него никто не обращает внимания. Помимо плановых проверок мы проводим и внеплановые. Поводом для них являются обращения красноярцев. У нас были случаи, когда проверка, проведенная по жалобе горожан, показывала: товар больше не достоин того, чтобы на его упаковке стоял знак качества. Перед нами не стоит задача наказать ту или иную компанию. У нас нет установки – этих проверять, а этих нет. Проверяем всех. Своих членов в обязательном порядке, остальных – если есть вопросы у красноярцев. Итоги проведенных экспертиз находятся в открытом доступе. Если мы видим: что-то не так, то мы сообщаем об этом производителю. Для тех компаний, которые не являются нашими членами, эта информация предоставляется для сведения. С нашими членами разговор иной. Если замечание некритичное, требуем его устранения, если нет, то запрещаем использовать «Зеленую шишку». Мы не ждем, пока к нам придет Роспотребнадзор, мы лучше сами проверим и оперативно выявим слабые места. Такие независимые исследования – это инструмент, которым могут пользоваться и производители. Представители федеральных компаний не раз обращались к нам за развернутыми итогами экспертиз, где участвовала их продукция.

– Речь, наверное, идет и о другом уровне конкуренции, не только между местными производителями, но и необходимостью объединиться, чтобы противостоять натиску федеральных игроков?

– Почему нужно обязательно говорить в терминах войны? Нет цели воевать с кем-то. Наша задача – быть интересными покупателю. И тут начинаются объективные сложности: наличие логистики, достаточного объема, эффективного менеджмента. Одно дело, когда с сетями общается крупный игрок, другое – небольшой производитель или фермер. У него есть товар, но может ли он обеспечить необходимую периодичность поставки товара, условия транспортировки? Когда небольшие производители объединяются, чтобы решать вопросы, которые поодиночке не решаемы, это приводит к повышению конкурентоспособности не только всей ассоциации, но и каждого его члена по отдельности. Кстати, среди наших членов не только производители, но и региональные торговые сети, такие как «Командор», «Красный яр», «Провинция», «Лавка «Полезные продукты», «Мясо & Молоко». Важно отметить, что в деле повышения конкурентоспособности местных производителей важно и содействие властей. Наш минсельхоз реализует большую программу поддержки сельхозпроизводителей. Компании могут получать гранты, субсидии на развитие производств, компенсировать часть затрат, связанных с приобретением современного оборудования.

– На что красноярцам, пришедшим в магазин, нужно обращать внимание при выборе товаров? Что, помимо знаков качества, может свидетельствовать о том, что продукт соответствует установленным требованиям?

– Один из главных индикаторов, на который покупатель должен обращать внимание, – это цена. Он, конечно, не универсальный, но доступен каждому. Существенное отклонение стоимости в наименьшую сторону должно насторожить. У любого товара есть своя себестоимость. И если цена ниже ее, то, значит, не все в порядке с составом. Опять же слишком высокая цена также не дает гарантии того, что товар на 100 процентов качественный. Кто бы что ни говорил, но ГОСТ до сих пор лучше, нежели ТУ или ISO. Стоит обращать внимание на то, как называется продукт. Сгущенка – это не то же самое, что сгущенное молоко, а творожный или йогуртовый продукт совсем не творог или йогурт. Главный совет – не пренебрегать информацией, размещенной на этикетках. Хотелось бы отметить, что красноярцы стали требовательнее к качеству продуктов. И это не может не радовать. Проводимые нами социологические исследования, поступающие обращения показывают, что покупатели готовы голосовать рублем.

– Какие задачи стоят перед ассоциацией сейчас?

– Два года – это своеобразный рубеж, который, с одной стороны, уже позволяет оглянуться назад и оценить сделанное, с другой – задуматься, куда двигаться дальше. Мы собираемся перейти и к другим направлениям. В частности, планируем развивать технологическую поддержку и техконтроль. Мы хотим отправлять на заводы аудиторов, которые бы знакомились с технологией производства и рассказывали об увиденном широкой общественности. Это еще одна ступень к максимальной прозрачности и открытости. Что касается рынков сбыта, то мы планируем активно работать в сфере муниципальных и государственных закупок. Анализ обращений показывает, что красноярцев очень волнует то, какими продуктами питаются дети в детских садах и школах, из чего готовят еду в медицинских организациях. Это тема не простая, но мы намерены это направление развивать.

Для справки

Все итоги проверок качества продуктов, а также списки добросовестных и недобросовестных производителей размещены на сайте eniseystandart.ru. Свои замечания по качеству продуктов и предложения по проведению экспертиз товаров красноярцы могут оставлять по телефону 8 902 911-22-17, адресу электронной почты: enst24@yandex.ru, или в группах в социальных сетях: vk.com/eniseystandart, facebook.com/en.standart, instagram.com/enisey_standart, ok.ru/eniseystandart.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за