Земля метеоритов Чем живет Эвенкия сегодня?

Земля метеоритов Чем живет Эвенкия сегодня?

Три цвета на флаге Эвенкии – белый, голубой и темно-синий – символ зимы, которая длится восемь месяцев. Поэтому здесь просто боготворят солнце: его изображение – на национальной одежде, в украшениях, даже заборы в Туре сделаны так, чтобы доски напоминали расходящиеся лучи. Здесь экстремальные температуры и такая же экстремальная жизнь, но есть те, кто ее ни на что не променяет.

Первые и единственные

15 километров, что отделяют аэропорт Горный от поселка Тура, – единственная федеральная трасса во всей Эвенкии. Она заканчивается прямо у крыльца администрации, вот такой административный казус. Эвенкийцы часто говорят: «только у нас», и это совершенно обоснованно – это особая земля.

В Эвенкии – центр России. У эвенков до сих пор может быть два имени, а люди еще помнят времена, когда невесту нужно было сватать три года. Именно здесь упал знаменитый на весь мир метеорит, который и спустя сто лет продолжает притягивать исследователей. А неделю назад – еще один.

– Просто мы к небу ближе, – говорят местные, и это не только метафора. Тура, административный центр, находится на высоте 1 500 м выше уровня моря, а туринский аэропорт – вообще 1 700 м. И вроде гор нет, а все равно высокогорье.

Был ли упавший на днях объект космическим или рукотворным, еще предстоит выяснить. Момент падения попал на камеру видеорегистратора одной из машин в Туре. Яркая точка, которая в один момент вспыхивает, – вот пока и все подтверждение появления в Эвенкии загадочного небесного тела. Говорят, видео уже посмотрели зарубежные специалисты – вот они-то уверены, что это метеорит. Мол, и горел он так, будто на 80 % из железа состоит, а оставшиеся 20 % – твердая порода.

И, казалось бы, возьмите быстро да проверьте, что именно в Эвенкии приземлилось. Но все здесь не так просто. Новый «метеорит» упал в 150 км от Туры и в 50 км от небольшого поселка Учами, где живут сейчас человек 300. Над местом падения нужно хотя бы пролететь на вертолете, изменив привычный пассажирский маршрут. Но кто это будет делать и на какие средства? А если добираться по земле, то придется ждать, когда снег растает…

В этой истории – вся Эвенкия. Ожидание весны и запредельные расстояния. Здесь очень сложно с транспортной доступностью, но это не мешает, например, возродить единственную за полярным кругом церковь в Ессее, построенную в 1897-м и разрушенную при Советах. По зимнику уже был отправлен сруб, а буквально на днях туда вылетели три специалиста, которые должны за неделю его собрать. В этом году церковь уже должны освятить. Ессей знаменит еще и тем, что несколько лет назад глава поселка первым в России ввел здесь сухой закон – установил такие границы для торговли спиртным, которые оказались глубоко в тайге.

Неучтенное население

Эвенкия – одна из самых поздно заселенных русскими земель. Когда во всей стране устанавливалась советская власть, она еще долго была белым пятном на карте. Многие эвенкийские роды откочевывали сюда в 30-х, спасаясь от налогов. При этом в каких-то ее частях советская власть уже была, например, в 2019 году празднует 85-летие Дом культуры в Стрелке-Чуне, он был первым красным чумом.

В Эвенкии очень много «неучтенных» людей, иногда это становится настоящей головной болью, например, для службы занятости. В целом безработица в Эвенкии год за годом остается стабильной – от 200 до 250 человек. Тревожит то, что каждый год несколько предприятий сообщают о прекращении работы, и если раньше это были в основном федералы, то теперь – муниципалы и частники.

Если в больших населенных пунктах шанс найти работу хоть небольшой, но есть, то на крохотных факториях он буквально равен нулю. Работы на Севере нет давно, теперь даже служба занятости на занятиях по профориентации в школах настраивает выпускников на работу вахтовым методом.

Стабильно вакантны только места юристов, врачей и учителей. Но в этом году в силу вступили изменения в трудовом законодательстве: теперь гражданин имеет право получать пособие не полгода, а только три месяца, а последующий годовой перерыв, когда он это право теряет, не входит в трудовой стаж.

Эвенкийские власти однозначно поняли: если этот вопрос упустить, можно через годы получить пожилое население на удаленных территориях, которому платят социальную пенсию без северных надбавок, а выходить на заслуженный отдых людям придется намного позже возможного.

Ну а главный вопрос – никто не знает точно, сколько людей на удаленных факториях находятся в этой группе риска – тихонько охотятся и в поле зрения власти не попадают. Именно поэтому районная служба занятости начинает титанический труд – перепись всего трудоспособного населения.

Теплицы и заготовка мяса

Один из выходов в такой ситуации – самозанятость, благо сейчас для этого государство дает гранты. В текущем году сумма, на которую может рассчитывать гражданин в Эвенкии, составила 150 тысяч рублей.

Ежегодно три-четыре человека открывают, например, свое дело в Ессее, в Илимпийской группе районов в прошлом году четыре человека попробовали стать предпринимателями. Трое из них занимаются традиционной заготовкой мяса и рыбы, один байкитянин открыл покрасочный цех для автомобилей. Сейчас служба занятости собирает заявки, и там говорят, что в Ессее в этом году хотят начать выращивать овощи в теплицах. Проект еще не одобрен, специалисты должны просчитать его экономическую составляющую.

Тех, кто не хочет становиться предпринимателем, готовы обучать: в прошлом году впервые учили на охранников, мастеров маникюра, маляров. После окончания обучения для отделочников сделали что-то вроде открытого экзамена – пригласили работодателей, чтобы они посмотрели на них в деле. И большинство после этого были трудоустроены.

Специалисты службы занятости рассказывают: особенно гордятся историей одной молодой женщины, которая проходила обучение после освобождения из мест лишения свободы, уехала работать в село Нидым, там вышла замуж и ждет ребенка. А до этих курсов она очень долго не могла найти никакой работы.

Год за годом население в Эвенкии потихоньку убывает: уезжают учиться и не возвращаются студенты, пожилые люди стремятся перебраться «в край» – в Красноярск или того дальше, к теплым морским берегам. Но есть и те, кто не променяет эвенкийскую землю ни на одну другую. Говорят, стоит уехать дольше чем на месяц, и начинает сниться тайга. Эвенкию трудно полюбить, но если уж это случилось, она точно не отпустит. Как бы сложно здесь ни было.

Фотографии автора, В. М. Маринина

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт