В полномочия правительства края новым законом включена разработка и реализация региональной программы использования и охраны земель, находящихся в границах края, но информация о подготовке такой программы пока отсутствует. Ничего не известно и о подготовке порядка осуществления муниципального земельного контроля, несмотря на то что в адрес Законодательного собрания уже поступают жалобы от муниципальных образований на срочность его принятия. Это также отнесено к полномочиям правительства края.
Разноречивые ответы
Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский поделился своим видением проблем и путями их решения. По его мнению, комитет по природным ресурсам и экологии и правительство края основательно проработали этот вопрос. В ближайшее время правительство внесет в Законодательное собрание законопроект о том, кому передавать полномочия по нераспределенным землям.
– Мы запросили мнение на этот счет у муниципальных образований, – говорит Александр Симановский. – Ответы получили самые разноречивые, но более 60 процентов опрошенных высказали пожелание оставить эти полномочия на уровне районов. Закон предоставляет два варианта: передать на уровень сельских поселений либо на краевой уровень. Но поселения не готовы взять на себя эти полномочия, прежде всего там, где земля не имеет особой ценности. В Емельяновском и Ачинском районах многие поселения хотят оставить эти полномочия за собой, а в отдаленных территориях – наоборот. В Государственную думу уже внесен законопроект, направленный на то, чтобы передать эти полномочия в районы, но люди ждать не могут. Мы должны до конца этого года принять законопроект о перераспределении полномочий в сфере земельных отношений. Перед началом сессионного сезона мы выслушиваем позицию и депутатского корпуса, и правительства, и органов местного самоуправления. Мы должны четко понимать позицию всех заинтересованных сторон.
Очередная реформа
Продолжил эту тему заместитель председателя профильного комитета Андрей Колесников. Он считает, что разрозненность функций по управлению землей, отсутствие объективной информации о состоянии ресурсов затрудняют законотворческую работу. Для ее эффективности необходимо четко установить цели, приоритетные задачи и инструменты регулирования земельных отношений. По мнению депутата, красноярцы вновь возвращаются к вопросу разработки и принятия стратегии земельной политики Красноярского края. Уже на протяжении нескольких лет это предложение Законодательного собрания края поступает в адрес правительства. Но и сегодня отклика на него нет.
Андрей Колесников подтверждает, что по сей день нет информации о том, какой орган в правительстве отвечает за земельные отношения. Предположительно это агентство по управлению государственным имуществом края, однако с учетом его устава и структуры, да и самого наименования затруднительно сказать, насколько оно полномочно в этой сфере. В то же время есть убежденность в том, что реформирование земельных отношений будет продолжено на федеральном уровне. В Государственной думе и Совете Федерации на протяжении последних лет бурно обсуждается законопроект, предполагающий отмену категории земель и переход к территориальному зонированию.
– Очевидно, что в случае его принятия нас ждет очередная земельная реформа. Готовы ли мы к ней – как всегда, большой вопрос, – заметил Андрей Колесников.
Учитывая то, что предстоит выполнить гигантский объем работ, депутаты предлагают вернуться к вопросу о необходимости централизации функций государственного управления земельными ресурсами в одном органе в составе правительства края. В штате такой структуры доминирующую роль должны играть специалисты в области земельных отношений, кадастра, мониторинга земель, правового и экономического регулирования земельных отношений.
Жизнь без Интернета
Земельным кодексом РФ и федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена возможность перераспределения полномочий в области земельных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ. А с 13 июля этого года органы государственной власти регионов могут передавать полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений.
Это решение в корне меняет сложившуюся структуру управления земельными ресурсами. Раньше управление ими осуществлялось на уровне муниципальных образований – районов. Здесь были сконцентрированы все ресурсы: кадровые, финансовые, информационные. Теперь закон предписывает передать эти полномочия либо на уровень субъекта РФ, либо на уровень сельских поселений. Но есть такие поселения, где нет не только квалифицированных кадров, но даже Интернета. Какое уж тут управление…
Сокращение платежей
В сфере земельных отношений ситуация действительно запутанна. Это подтверждает и. о. руководителя Управления Росреестра по краю Екатерина Варфоломеева. По ее словам, с марта значительно снизилось количество поступающих заявлений о регистрации сделок в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (по физическим лицам – на 20 процентов, а по юридическим – в четыре раза!). Причина не только в сложной экономической ситуации, но и в том, что земельное законодательство не всем по зубам и люди на местах просто боятся брать ответственность за принимаемые решения.
В подтверждение своих слов Екатерина Владимировна привела простой, но очень показательный пример. Штраф ответственному лицу за предоставление земельного участка с нарушением закона составляет 10 тысяч рублей, а за незаконный отказ – вполовину меньше. Выгоднее отказать, и неважно, что при этом бюджет теряет доходы от налогов или от аренды земельного участка. Другая опасность для граждан состоит в том, что в связи с изменением законодательства с 2018 года собственники земельных участков с неустановленными границами теряют право распоряжения ими.
По сведениям министерства финансов края, доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров указанных земельных участков сократились вдвое. Сложившаяся ситуация может повлечь недополучение доходов от земельных платежей в бюджеты муниципальных районов, снизить инвестиционную привлекательность региона, а также вызвать волну недовольства граждан и юридических лиц из-за некачественного и несвоевременного предоставления государственных услуг.
По мнению депутатов, правительству края во избежание перечисленных негативных последствий необходимо принять меры по урегулированию сложившейся ситуации. Парламентарии по-прежнему убеждены, что необходимо создание единого органа по управлению земельными ресурсами и определение объема полномочий в этой сфере субъекта Федерации, муниципальных образований и органов местного самоуправления.