«Ж» плюс «М»

Почему они не могут по отдельности

«Ж» плюс «М» Почему они не могут по отдельности

Вот уже несколько десятилетий подряд в канун Международного женского дня (который, по большому счету, празднуют только у нас) эфир заполняют традиционные реплики о все возрастающей роли женщин в народном хозяйстве, политике, искусстве, спорте; об уникальных и незаменимых женских качествах, подвиге материнства и пр. Публикуются цифры, факты, диаграммы, графики. И цветочки, конечно.

Целый человек

Все это в совокупности является одной из форм комплимента. Как традиционалист я эту форму, безусловно, поддерживаю, тем более что женские и мужские дни есть не только в провинциальных общественных банях, но и в культуре большинства народов Земли.

Но как высокоидейного феминиста эта форма меня немного огорчает, поскольку человек в целостном его понимании состоит из двух половин – равнозначных и незаменимых, и эти дежурные оды все больше походят на оправдания, что, мол, не надо считать одну из этих половин какой-то провисшей и вообще не очень полноценной, она – о-го-го! – себя уже показала и еще покажет. С положительной, разумеется, стороны.

Происходят эти комплименты-оправдания от социальной порчи, насланной лет двести назад первыми прогрессистами, объявившими одну из половин человека угнетенным классом, которому сама история предписывает наверстывать упущенное. Поскольку сами они были учеными и почти сплошь мужиками, то приняли собственный способ существования за общий стандарт.

В общем-то, была на их стороне видимая правда – запреты на образование, голосование, а также упрощенная возможность физического насилия со стороны другой, более мускулистой половины.

Но главной правды, понятной даже неграмотному крестьянину, они видеть не хотели: когда каждый делает свое – будет всем хорошо. Когда все делают одно и то же – будет бардак. «Бабьи города недолго стоят, а без баб города не стоят» – русская пословица.

Казалось бы, куда яснее.

Ева

– Леха, выходи!

Но в открытом окне раньше Лехиного появляется совсем другое лицо, увенчанное цветастым платком, издали похожим на рогатый шлем.

– Нету его.

– Вот же он…

– Нету его, сказала!

Хлопок рамы – и за мутным стеклом Леха разевает рот, как утопленник, уходящий в омут.

Сколько раз это видел, сам переживал, а только недавно подумал – почему Ева не поступила так же? Сказала бы змею: «Иди отсюда, алкаш», – и все. И не было бы ни греха, ни стыда, ни смерти.

О запрете есть яблоки с древа она знала. Почему же тогда змей, имея намерение совратить обоих, начал именно с жены? Может, уже имея в проекте устройство «юдоли скорби», знал – муж будет делать то, что она захочет (не прикажет, а захочет), и главное – пройти эту линию обороны. Ведь Ева, кстати, пыталась возразить аспиду, расхваливавшему запретные яблоки, Адам же – не возразил Еве ни словом: «взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

Люди давно понимали, что определить, кто больше виноват в первородном грехе, дело трудное и почти бесперспективное. На древних изображениях алгоритм передачи рокового плода – из змеиной пасти в женские руки, потом в мужские – остается неизменным. Но потом, в эпоху Возрождения, художники все чаще отступают от канонической простоты, помещают яблоко между мужчиной и женщиной, будто намекая на равнозначность вины. В «Изгнании из рая» Микеланджело Ева берет яблоко, лежа у корней древа, а прародитель наш тычет пальцем куда-то в гущу ветвей – выбирает фрукт получше. Правда, змей там изображен с «низом» рептилии и женским «верхом» – очень похожим на саму Еву.

В новейшее время появляется еще один сюжет: гадина скручивает Еву где-то в уголке Эдема и мерзким хвостом заталкивает ей яблоко в рот. То есть грехопадение – следствие прямого насилия, и значит, у женщины есть алиби. Однако (художник, видимо, не додумал) после этого она должна прийти к Адаму и уговорить его вкусить запретный плод, который сама вкусила против воли. Зачем она это сделала? Понравилось?

В общем, поздно уже разбираться, что да как и кто первый начал…

Но факт – с тех пор женщины инстинктивно, не стесняясь в способах, отгоняют от своих адамов потенциальных и реальных искусителей, благодаря чему Адам вполне может дожить до пенсионного возраста – хотя, надо признать, своим поведением часто демонстрирует противоположное стремление.

Леха, наверное, доживет… Он повзрослеет (лет в 40) и поймет: Ева права, хоть он на нее и обижался.

Амазонки

АмазонкаЕсли женщина и мужчина где-то и были равноправны, то лишь в раю. А потом стало у них – каждому свое. Женщину, склонную к мужским слабостям, называют непорядочной и другими нехорошими словами. Женщину, выполняющую грубую мужскую работу, считают несчастной. Как называют мужчину, склонного к женским слабостям, уточнять не будем.

Но оказалось, что и врозь им тоже невозможно, и не только из-за необходимости продолжать род.

Осознание этого «неразрывного разрыва» воплотилось в легенде об амазонках – воинственном народе женщин. Принято считать, что во всякой легенде есть хотя бы минимальная фактическая основа, но, мне кажется, здесь обошлось без нее. Строгая история не говорит о них ни слова – только поэзия, никаких артефактов этот народ не оставил, между тем своя легенда об амазонках есть на каждом краю земли.

В 1539 году Хуан де Сан Мартин и Антонио де Лебриха в «Докладе о завоевании Нового Королевства Гранада» (современная Колумбия) передают услышанное у тамошних индейцев известие «об одном народе женщин, живущих сами по себе, без проживания у них мужчин. Те, кто нам о них сообщил, говорят, что от некоторых рабов, ими купленных, они зачинают детей, и если рожают сына, то отправляют его к его отцу, а если это дочь, то растят ее для увеличения этой их республики. Сказывают, что они используют рабов только для зачатия и сразу же отправляют их обратно».

Как возник этот народ, в «Докладе» не уточняется – в отличие от привычного нам античного образца. Амазонки произошли от двух скифских царевичей, не поладивших со своим народом и ушедших вместе со свитами и семьями на черноморские (или азовские) берега. Там они, как и на родине, занимались любимым делом, то есть грабительскими набегами, но один поход оказался неудачным – никто не вернулся. Юстин, римский историк III века, пишет: «Когда их жены увидели, что к изгнанию прибавилось еще и вдовство, они взялись за оружие и стали защищать свои владения; сначала они только оборонялись, а потом и сами стали нападать [на соседей]. От браков с соседями они отказались, говоря, что это будет не брак, а рабство. Чтобы одни из них не казались счастливее других, они убили и тех мужчин, которые оставались дома».

Есть еще несколько вариантов легенды, но их основа не меняется: история амазонок началась несчастьем – и закончилась несчастьем, таким же военным поражением, которое потерпели те, первые скифы. А мудрое решение перебить оставшихся мужиков как потенциальный источник раздора наглядно демонстрирует, что это несчастье глубоко женское.

То есть вся легенда говорит о том, что способ жизни амазонок – не то чтобы гибельный, а вообще нереальный, поскольку, повторяю, никакой фактической основы у нее нет. Это чистая всечеловеческая фантазия в стиле «что могло бы быть, если бы» и все с той же моралью о неразрывности человека на «м» и «ж».

Почему все не так

Создатель теории «воскрешения умерших отцов» Николай Федоров считал, что современные города мужчины строят исключительно для женщин – для удобства женской плоти и продолжения рода. Самим мужчинам в смысле комфорта не так уж много и надо. Написал он это лет 120 назад, когда теплый клозет был еще редкостью. Время показало, что мыслил Федоров в правильном направлении. Правда, он вряд ли мог предполагать, что удобства – в широком смысле: от быта без каких-либо усилий до производства детей в утробе, взятой напрокат, – достигнут той точки, когда надобность в самом мужчине начинает отпадать. И целостный человек, в котором еще недавно отсутствие одной половины обесценивало другую, начнет разваливаться.

Как вы уже догадались, я о феминизме (простите, что в такой день), который идет по миру победным маршем. Грустная легенда об амазонках превращается в реальность, а кое-где, например в Швеции, где по статистике мужчины – ведущая жертва семейного насилия, – уже, считай, стала. «Я здешних мужчин воспринимаю как вымирающую расу, женщины правят всем», – призналась русская эмигрантка, живущая в Стокгольме.

Возможно, некоторым из наших дам хотелось бы того же, но почему-то именно феминизм в Россию проникнуть не может, хотя попытки были. Другая зараза пристает, а эта – нет. Эмансипация всегда шла вслед за техническими и социальными благами, поэтому «у них» объясняют это извечной русской отсталостью. Может, и так, но, по-моему, наша женщина в этом сама виновата – поскольку подсознательно знает, что жить «вполчеловека» – тупиковый путь. Наша женщина знает свою реальную власть и потому никогда не унижается до требования «половых» квот в парламентах и советах директоров. По большому счету она всегда добивается, чего хочет, при этом не разрушая заведенного не нами миропорядка. Потому что Евы в ней больше. Если бы это было не так, то наша страна с ее вечно приключенческим бытом и великими историческими миссиями, наверное, уже давно бы развалилась – не от одного, так от другого.

Да, и еще. Данная статья является одной из форм полового поведения, прошу это отметить…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня