Запоздавшее лето отыгрывается в полный рост, жара такая, что кондиционеры «рыдают» от перенапряжения, хоть душ под ними принимай. Но дела есть дела, и на минувшей неделе их было переделано немало. Самым существенным из них – общественным слушаниям об исполнении бюджета, отчету правительства – мы посвятили отдельный материал. Поэтому здесь неволить вас трудными для восприятия вещами не будем. Но кое-что важное вспомним: лето выходит жарким в прямом и в переносном смысле слова.
С мольбой о вторжении
После затяжной весны с размаху наступило такое лето, что не только красноярцы – огороды сходят с ума. В мае завязи несколько раз подмерзали, а теперь горят на адской жаре и отказываются даже зацветать, не то что плодоносить. Дачники маются с лейками, спасая свои сотки и подшучивая над погодой, над самими собой. А вот сельскому хозяйству в промышленных масштабах не до смеха: еще пара недель такой жары – и повторится критическая ситуация двухлетней давности.
Столице края не легче. Жара редко сопровождается ветрами, а тут даже в ущелье, где расположился Красноярск, полный штиль. Но промышленные мощности, давая нам работу, а стране ВВП, продолжают кочегарить в полную силу. Надо ли удивляться, что на исходе второй недели такой жары в городе объявлен режим «черного неба» – неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) первой степени опасности. Промышленным предприятиям предписано сократить выбросы на ближайшие двое суток на 15–20 %.
В пятницу дождь с грозой, говорят синоптики, совершит вторую попытку вторжения в Красноярск. Первая, воскресная, была неудачной – пополыхало на горизонте и затихло, хотя туча напоминала сцену атаки инопланетного мира из «Дня независимости». Но надежды на успех замыслов небесной канцелярии, увы, почти нет.
Селфи с Толоконским
В отличие от ветра, жизнь в крае не стоит на месте, тем более – политическая, загнанная в строгие временные рамки выборного процесса. Кандидаты начали регистрироваться как выдвиженцы. На момент подписания номера в печать выдвиженцев в избиркоме побывало двое: Виктор Толоконский от «Единой России» и «патриоторос» Иван Серебряков.
Несмотря на то, что Виктор Толоконский в крае уже больше месяца, общественный интерес к врио губернатора по-прежнему зашкаливает. Во многом благодаря его, врио, исключительной доступности – в самом житейском смысле слова. Журналисты, почувствовав «оттепель», дали волю творческой свободе и наперебой бросились реализовывать давно заготовленные, но до сей поры не реализованные замыслы. Кто-то блиц-дайджесты строчит, кто-то – интервью на велосипеде берет. Мы вот накануне выходных побеседовали с Виктором Александровичем за чаем – вроде и по работе, но, что называется, «за жизнь» (читайте стр. 12–13).
Жители края напрямую и пока с явным удовольствием знакомятся с новым лидером. Один показательный твит от @24auro.ru по итогам субботней поездки Толоконского по о. Татышев: «Кажется, сегодня селфи с Толоконским сделали все, кроме меня!» (селфи – это автопортрет, сделанный, как правило, на собственный телефон). Так что, несмотря на ожидаемость итогов сентябрьского подсчета, надежда на неплохую явку избирателей есть. Тем более что эти выборы первые после сравнительно долгого перерыва – не воспользоваться правом, которого мы сами яростно добивались, было бы непоследовательно.
Как в Праге
Да и не только в ней – по всей Европе городской транспорт работает как единая сеть, во всяком случае с точки зрения пассажира. Не только муниципальные и коммерческие автобусы, а весь транспорт сразу. В Париже, покупая единый билет, свободно пересаживаешься с метро на RER – пригородно-городские электрички. В Праге садишься в трамвай, пересаживаешься на метро и дальше – на что угодно. В первом случае действует правило «зоны» и «одного входа» (то есть турникет пересекаешь только один раз, а под землей пересаживаешься сколько хочешь в рамках предписанного билетом радиуса), во втором – правило заданного периода («пробиваешь» талон во время посадки и с этого момента едешь 20 мин на любом транспорте, или 40, или час – в зависимости от категории талона). В общем, удобно. Так вот случился, наконец, прорыв и в столице края: поездки теперь считаются и «штуками», и минутами. Правда, только у тех, кто купил транспортную карту. Садишься в автобус, «пикает» твою карту кондуктор, снимает деньги за проезд – и с этого момента в течение полутора часов следующий билет для тебя – льготный. Лепота!
Война отменяется!
Так эту новость восприняли, должно быть, некоторые жители Украины. На самом деле войны никакой и не планировалось. Получая разрешение на применение войск на территории сопредельной страны, Путин продемонстрировал, что держит порох сухим и шутить с Россией не советует. Шаг такой Америка поспешила объявить чуть ли не актом грубого вмешательства во внутренние дела Украины. На деле же провокация, будем надеяться, невольная, «прилетела» как раз с украинской стороны. В ходе приграничного боя был попутно обстрелян и российско-украинский трансграничный переход. Да так плотно, что пограничники с украинской стороны, побросав оружие, перебежали границу и попросили у российских коллег убежища.
Но это лишь отдельный эпизод противостояния, которое давно вышло за пределы не только общественной дискуссии, но и внешнеполитической дипломатии. Тем не менее, понимая, что все возможные границы, в том числе в буквальном смысле, нарушены, Украина притормозила. Президент Порошенко прислал на переговоры экс-президента Кучму и стороны договорились о недельном перемирии. Уже сам по себе этот шаг – немало. Жаль только, если окажется, что это лишь уловка, предпринятая с единственной целью: сказать, что огонь прекращен, затем снова его спровоцировать, обвинить в нарушении восток и дальше воевать уже без оглядки на дипломатию! К сожалению, вся предыдущая логика действий украинских властей не позволяет воспринять слова Порошенко о мире всерьез. Хотелось бы ошибиться.
Россия же тем временем привыкает к мысли о том, что и Крым теперь – Россия. Для красноярцев, помимо позитивных эмоций, это оборачивается и вполне материализованными новшествами, например, сравнительно дешевыми прямыми рейсами из Красноярска в Крым: 5 600 рублей в один конец, с 1 августа и до конца бархатного сезона.