2020 год запомнится Красноярской железной дороге масштабными вызовами и непростыми решениями. Пандемия COVID‑19 стала проверкой на прочность для всего комплекса железных дорог страны. Повсеместное закрытие границ, разрыв традиционных транспортных связей – это заставило просчитывать самые негативные варианты развития событий. Однако сегодня уже можно сказать – железнодорожники достойно выдержали все испытания.
Антикризисные меры
В РЖД было разработано несколько сценариев. В том числе и самый тяжелый: снижение погрузки на 15–20 процентов, двукратное сокращение инвестиционной программы. При таком развитии событий отрасль оказалась бы отброшенной на 10 лет назад. Чтобы этого не произошло, еще в марте в ОАО «РЖД» был создан оперативный штаб, его задачей стал поиск таких решений, которые помогут сохранить погрузку, упростят систему расчетов, обеспечат бесперебойные поставки социально значимых грузов.
– Сейчас можно с уверенностью сказать, что весь спектр мер, от инноваций до экологии, медицины и кадровой политики, которые компания предпринимала на протяжении последних лет, позволил нам адекватно, эффективно и быстро адаптироваться к новым условиям и серьезно смягчить последствия удара, – так оценивает итоги уходящего года начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров.
За первое полугодие компанией было принято порядка 70 решений о снижении тарифов. В комплекс антикризисных мер вошли отсрочки платежей (в Красноярском крае этой возможностью воспользовались около 40 предприятий малого и среднего бизнеса – партнеров КрасЖД), бесплатное хранение грузов на терминалах и складах железной дороги, автоматическая пролонгация действующих договоров, дистанционное оформление новых и многое другое. Благодаря предпринятым усилиям, гибкой, четкой и слаженной работе во всех подразделениях холдинга удалось предотвратить негативный сценарий.
Если трудно, нужен рост
Совсем не случайно по итогам третьего квартала этого сложного и непредсказуемого года коллективу КрасЖД было присуждено 1-е место в сетевом соревновании.
В 2020 году дороге удалось не снизить объемы грузоперевозок, как это прогнозировалось, и даже нарастить их по ряду номенклатур. Как? Расскажем на конкретных примерах.
Один из самых ярких – открытие пункта таможенного контроля на станции Карабула в Богучанском районе края, где сосредоточена значительная часть лесных предприятий. Основной объем продукции идет отсюда на экспорт, тогда как ближайший таможенный пост находился в 300 км, в Канске. Теперь оформление документов происходит непосредственно в месте погрузки. Для дороги это возможность ускорить отправку поездов, улучшить логистику перевозок, для ее партнеров – наращивать объемы производства, повышать конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Успешный проект реализован в результате сотрудничества КрасЖД, Красноярской таможни, Союза лесопромышленников Красноярского края. Под новый таможенный пост в Карабуле железнодорожники предоставили здание, отремонтировав его под ключ с соблюдением всех современных требований к оснащению подобных объектов.
Другой пример – рост контейнерных отправок из Красноярского края. Этому способствовала работа КрасЖД по открытию на ряде станций специализированных площадок, чтобы максимально приблизить услугу к клиентам.
Кроме того, дорогой были приняты все меры, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пассажиров. В их числе – постоянная масштабная дезинфекция вокзалов, пассажирских вагонов и электричек, оснащение пассажирских зон санитайзерами, социальное дистанцирование и многое другое. Благодаря этому железнодорожный транспорт оставался самым безопасным даже в критические периоды вспышек пандемии.
Задел на будущее
Сложности 2020 года не остановили инвестиционную программу Красноярской железной дороги. А это 40,4 млрд рублей.
– Наиболее приоритетными для нас оставались проекты, направленные на развитие пропускных и провозных способностей линии Междуреченск – Тайшет. Здесь строятся вторые главные пути, реконструируются мосты и тоннели, – отмечает Вадим Владимиров. В этом году работы велись на 13 объектах, пять были введены в постоянную эксплуатацию.
Одним из самых знаменательных событий года стало завершение реконструкции Козинского виадука. Благодаря этому удалось «расшить» самый сложный участок трассы Междуреченск – Тайшет: перегон Джебь – Щетинкино. Реконструкция позволила пропускать сверхтяжелые поезда весом 7 100 тонн по обоим путям виадука одновременно. Пропускная способность перегона Джебь – Щетинкино увеличилась с 25 до 65 пар поездов в сутки.
Следует отметить, что развитие этого межрегионального направления тесно увязано с реализацией комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь».
– Знать, что наша Красноярская магистраль признана одной из лучших в стране, причем в не самый простой «коронавирусный» период, особенно ценно. Способность Железнодорожников ритмично, технологично, бесперебойно, эффективно, по нарастающей работать в любых условиях вселяет в нас уверенность, что все задуманные совместные планы будут реализованы, – отмечает первый заместитель губернатора Красноярского края – председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин. – Красноярский край сегодня стоит на пороге запуска целой серии крупных инвестиционных проектов в рамках КИП «Енисейская Сибирь». Большинство из них так или иначе завязаны на железнодорожный транспорт. Без преувеличения, железная дорога – это стальная основа «Енисейской Сибири».
Главный капитал
Конечно, главный капитал магистрали – люди. Здесь трудится почти 30 тысяч человек, большинство из них уникальные специалисты, без которых невозможно вождение поездов и обеспечение безопасности движения.
В апреле, когда в регионах повсеместно вводились карантинные меры, на дороге в сжатые сроки почти четыре тысячи сотрудников были переведены на удаленку. Для создания удаленных рабочих мест разработали специальные программы, закупили сотни современных ноутбуков. Как результат – функциональность системы управления сохранилась в полном объеме.
Были приняты меры для защиты здоровья диспетчерского аппарата и других специалистов, работа которых не может осуществляться дистанционно. В том числе создан неснижаемый запас дезинфицирующих средств и масок, организована доставка работников оперативных служб на работу и с работы спецтранспортом.
Максимальное внимание уделялось социальной защищенности трудового коллектива. В сложных условиях железная дорога в полном объеме выполнила все социальные обязательства, включая индексацию заработной платы.
Возможность стать сильнее
На удаленку в условиях пандемии максимально переведено и все общение с клиентами. Работа эта уже велась в РЖД на протяжении нескольких лет, но пандемия многократно ускорила ее. Только за март специалисты КрасЖД оформили в режиме онлайн 200 тысяч перевозочных документов – 84 % от общего объема, к ноябрю доля электронных заявок на перевозку грузов составила уже 99 %. Развитие цифрового взаимодействия на всех уровнях управления, внедрение новых элементов цифровой культуры продолжится и в «посткоронавирусную» эпоху.
– Мы рассматриваем кризисный период не только как время повышенных рисков, – отмечает Вадим Владимиров. – Доверие клиентов, которое мы сейчас видим и чувствуем, является ключом к тому, чтобы всем нам стать еще сильнее и создать новые возможности для развития. Мы открыты для инноваций и передовых технологий во всех областях деятельности. Убежден, что наше дальнейшее взаимодействие с партнерами, органами власти, общественностью будет таким же успешным и эффективным.