Жены-мироносицы, Клара Цеткин и «бабья братчина»

Жены-мироносицы, Клара Цеткин и «бабья братчина»
Фото: Андрей Максимов

На заре празднования Международного женского дня выпускались призывные плакаты, творцы которых часто эксплуатировали два типажа. Первый – женщина с фигурой толкательницы ядра, держащая в руках красное знамя, прокламацию или просто демонстрировавшая длань мужского формата. Второй типаж – женщина субтильная, в платочке, придавленная ворохом домашней утвари или детьми.

Свобода с отбойным молотком

Согласно стандартному сюжету, толкательница вытаскивала субтильную из кухонного и прочих видов рабства – религиозного, социального, семейного и пр. Впоследствии в плакатном искусстве Страны Советов, где 8 Марта стало государственным праздником, первый типаж уже никого ниоткуда не вытаскивал, изображался, как правило, в одиночку и держал в руках предметы более утилитарные, нежели знамя, – серп, сноп и даже отбойный молоток… Подразумевалось, что компания персонажу уже не нужна, он должен вдохновлять сам по себе. Не знаю, как у него это получалось, но его реальным отражением стала та легендарная тетка в путейском жилете поверх ватника, вооруженная ломом или чем-то другим, необходимым для грубых железнодорожных работ. Те, кому сейчас под сорок или меньше, этого персонажа не застали, а вот люди постарше – даже очень… Женщины эти, ставшие наглядным воплощением плакатного идеала, не вызывали у окружающих восторга и сами его, видимо, не испытывали. Свободы, конечно, было побольше, чем у их матерей и бабушек, но свобода оказалась не такой уж легкой на вес и сладкой на вкус. Тем более что «кухонное рабство» особо-то никуда и не подевалось – только к концу ХХ столетия станет очевидным для всех, что от этого рабства избавляет вовсе не борьба женщин за права, а доступная, качественная бытовая техника и развитая сфера услуг.

Советская власть, обогнавшая по части предоставления женщинам полноты гражданских прав многие буржуазные страны, старалась делать кое-что и по части быта. Но в силу последствий исторических катаклизмов – прежде всего войн, вызвавших значительную и длительную диспропорцию мужского и женского населения, – а также особенностей социалистической экономики женское избавление от тяжкого труда затянулось.

Жизнь в те времена вообще требовала мужества. Соответственно культивировался образ той самой женщины, которая при старом режиме останавливала коня и входила в избу, а при новой власти овладевала мужскими профессиями – пилота, моряка, водителя, – чем вызывала общественное восхищение.

Хотим выбирать

Праздники, посвященные мужскому и женскому началам, существовали в каждой оформившейся культуре с языческих времен. Традиция нашла продолжение в христианстве – например, православное «Восьмое марта» – День жен-мироносиц – отмечается во второе воскресенье после Пасхи. Кстати, общая тенденция проповедей, посвященных этому дню, – отметить храбрость женщин (среди них упоминаются Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Мария Клеопова, Марфа и Мария, Сусанна), которые в отличие от мужчин-апостолов не побоялись преследования и принесли миро к Гробу Господню. Праздник этот широко отмечали на селе женскими пирушками, или «бабьей братчиной», на которые мужчины допускались только в исключительных случаях.

Потеснивший его Международный женский день имел исключительно политическое происхождение. Любой справочник скажет, что появился он в знак солидарности с прекрасным полом – за облегчение условий труда и гражданские права, главным из которых было право избирательное, – в этом и заключалось первоначальное представление о феминизме. Впервые о необходимости такого дня было заявлено в 1910 году на Второй международной конференции социалисток. Правда, если посмотреть на европейские и американские фотографии женских протестов тех лет, то увидишь прилично одетых дам в шляпках причудливых фасонов, а не изможденных в отрепье. Конечно, одежда не обо всем говорит… Но дамы прежде всего хотели избирать и быть избранными, в чем нашли несокрушимую поддержку левых партий. Социалисты и коммунисты всех стран были обеими руками за то, чтобы раскупорить гигантский – едва ли не в половину населения как такового – электоральный потенциал. И соответственно потенциал протестный. Когда мир начнут сотрясать войны и революции, он станет весьма востребованным. В частности, одним из множества толчков к Февральской революции в России станет демонстрация питерских женщин, требовавших хлеба и равноправия. Прошла она 23 февраля 1917 года по старому стилю, 8 марта по новому…

С хлебом у протестанток не особо получилось, но избирательное право «без различия пола» они получат в сентябре того же года, а затем оно будет закреплено в первой советской Конституции. Кстати, тяжелее, чем везде, вопрос женского политического равноправия продвигался в Германии – видимо, потому именно эта страна дала самых ярых феминисток и социалисток, из которых в основном знают Клару Цеткин и Розу Люксембург, но в реальности их значительно больше.

Мамы всякие важны

А потом где-то наступил момент, когда феминистское основание 8 Марта исчезло – в том смысле, что женщины получили все основные гражданские права, и бороться стало вроде как не за что. Даже при наличии множества побочных проблем, большая часть которых проистекает не из политического строя, а из испорченной природы человека. Однако феминизм от этого не выдохся – даже наоборот, разветвился, размножился, стал агрессивным до бешенства. Теперь он буйствует не за равноправие, а за привилегии для ненормальных и опирается уже не на краснознаменные партии, а на содомское лобби. Но эта история, слава Богу, не про нас.

Народ – сущность упрямая, он все и всегда переделывает под себя. В том числе красные дни календаря. Где-то ко второй половине 60-х годов привычный образ плакатной гром-бабы заметно смягчается, приобретает женственные черты, окружавший ее индустриальный пейзаж все чаще меняется на цветочки, в поздравительных текстах появляются первые ласковые слова. Восхищение овладевшими мужественными профессиями остается, но понемногу появляются другие голоса и образы. Все чаще появляются фильмы, спектакли «про любовь», с эстрады зовут не только на труд и подвиг, но и просто в парк погулять. Неповоротливый легпром начинает выпускать больше цветастых тканей и впервые задумывается о создании нестрашного женского белья. Проходят первые показы мод. Общество потихоньку привыкает к тому, что «мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

В 1966 году 8 Марта стал нерабочим днем в СССР и с тех пор приобретает привычный всем нам формат. Чем-то иногда похожий на старинную «бабью братчину», поскольку в некоторых отраслях формируются устойчиво женские коллективы. Хотя лучше, конечно, тем коллективам и семьям, где женщины в меньшинстве, – ради них большинство иногда соглашается даже на однодневное кухонное рабство. Мир на все это смотрит и удивляется – ведь так живут нормальные люди, редеющий в этом мире подвид человека.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи