Жены-мироносицы, Клара Цеткин и «бабья братчина»

Жены-мироносицы, Клара Цеткин и «бабья братчина»
Фото: Андрей Максимов

На заре празднования Международного женского дня выпускались призывные плакаты, творцы которых часто эксплуатировали два типажа. Первый – женщина с фигурой толкательницы ядра, держащая в руках красное знамя, прокламацию или просто демонстрировавшая длань мужского формата. Второй типаж – женщина субтильная, в платочке, придавленная ворохом домашней утвари или детьми.

Свобода с отбойным молотком

Согласно стандартному сюжету, толкательница вытаскивала субтильную из кухонного и прочих видов рабства – религиозного, социального, семейного и пр. Впоследствии в плакатном искусстве Страны Советов, где 8 Марта стало государственным праздником, первый типаж уже никого ниоткуда не вытаскивал, изображался, как правило, в одиночку и держал в руках предметы более утилитарные, нежели знамя, – серп, сноп и даже отбойный молоток… Подразумевалось, что компания персонажу уже не нужна, он должен вдохновлять сам по себе. Не знаю, как у него это получалось, но его реальным отражением стала та легендарная тетка в путейском жилете поверх ватника, вооруженная ломом или чем-то другим, необходимым для грубых железнодорожных работ. Те, кому сейчас под сорок или меньше, этого персонажа не застали, а вот люди постарше – даже очень… Женщины эти, ставшие наглядным воплощением плакатного идеала, не вызывали у окружающих восторга и сами его, видимо, не испытывали. Свободы, конечно, было побольше, чем у их матерей и бабушек, но свобода оказалась не такой уж легкой на вес и сладкой на вкус. Тем более что «кухонное рабство» особо-то никуда и не подевалось – только к концу ХХ столетия станет очевидным для всех, что от этого рабства избавляет вовсе не борьба женщин за права, а доступная, качественная бытовая техника и развитая сфера услуг.

Советская власть, обогнавшая по части предоставления женщинам полноты гражданских прав многие буржуазные страны, старалась делать кое-что и по части быта. Но в силу последствий исторических катаклизмов – прежде всего войн, вызвавших значительную и длительную диспропорцию мужского и женского населения, – а также особенностей социалистической экономики женское избавление от тяжкого труда затянулось.

Жизнь в те времена вообще требовала мужества. Соответственно культивировался образ той самой женщины, которая при старом режиме останавливала коня и входила в избу, а при новой власти овладевала мужскими профессиями – пилота, моряка, водителя, – чем вызывала общественное восхищение.

Хотим выбирать

Праздники, посвященные мужскому и женскому началам, существовали в каждой оформившейся культуре с языческих времен. Традиция нашла продолжение в христианстве – например, православное «Восьмое марта» – День жен-мироносиц – отмечается во второе воскресенье после Пасхи. Кстати, общая тенденция проповедей, посвященных этому дню, – отметить храбрость женщин (среди них упоминаются Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Мария Клеопова, Марфа и Мария, Сусанна), которые в отличие от мужчин-апостолов не побоялись преследования и принесли миро к Гробу Господню. Праздник этот широко отмечали на селе женскими пирушками, или «бабьей братчиной», на которые мужчины допускались только в исключительных случаях.

Потеснивший его Международный женский день имел исключительно политическое происхождение. Любой справочник скажет, что появился он в знак солидарности с прекрасным полом – за облегчение условий труда и гражданские права, главным из которых было право избирательное, – в этом и заключалось первоначальное представление о феминизме. Впервые о необходимости такого дня было заявлено в 1910 году на Второй международной конференции социалисток. Правда, если посмотреть на европейские и американские фотографии женских протестов тех лет, то увидишь прилично одетых дам в шляпках причудливых фасонов, а не изможденных в отрепье. Конечно, одежда не обо всем говорит… Но дамы прежде всего хотели избирать и быть избранными, в чем нашли несокрушимую поддержку левых партий. Социалисты и коммунисты всех стран были обеими руками за то, чтобы раскупорить гигантский – едва ли не в половину населения как такового – электоральный потенциал. И соответственно потенциал протестный. Когда мир начнут сотрясать войны и революции, он станет весьма востребованным. В частности, одним из множества толчков к Февральской революции в России станет демонстрация питерских женщин, требовавших хлеба и равноправия. Прошла она 23 февраля 1917 года по старому стилю, 8 марта по новому…

С хлебом у протестанток не особо получилось, но избирательное право «без различия пола» они получат в сентябре того же года, а затем оно будет закреплено в первой советской Конституции. Кстати, тяжелее, чем везде, вопрос женского политического равноправия продвигался в Германии – видимо, потому именно эта страна дала самых ярых феминисток и социалисток, из которых в основном знают Клару Цеткин и Розу Люксембург, но в реальности их значительно больше.

Мамы всякие важны

А потом где-то наступил момент, когда феминистское основание 8 Марта исчезло – в том смысле, что женщины получили все основные гражданские права, и бороться стало вроде как не за что. Даже при наличии множества побочных проблем, большая часть которых проистекает не из политического строя, а из испорченной природы человека. Однако феминизм от этого не выдохся – даже наоборот, разветвился, размножился, стал агрессивным до бешенства. Теперь он буйствует не за равноправие, а за привилегии для ненормальных и опирается уже не на краснознаменные партии, а на содомское лобби. Но эта история, слава Богу, не про нас.

Народ – сущность упрямая, он все и всегда переделывает под себя. В том числе красные дни календаря. Где-то ко второй половине 60-х годов привычный образ плакатной гром-бабы заметно смягчается, приобретает женственные черты, окружавший ее индустриальный пейзаж все чаще меняется на цветочки, в поздравительных текстах появляются первые ласковые слова. Восхищение овладевшими мужественными профессиями остается, но понемногу появляются другие голоса и образы. Все чаще появляются фильмы, спектакли «про любовь», с эстрады зовут не только на труд и подвиг, но и просто в парк погулять. Неповоротливый легпром начинает выпускать больше цветастых тканей и впервые задумывается о создании нестрашного женского белья. Проходят первые показы мод. Общество потихоньку привыкает к тому, что «мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

В 1966 году 8 Марта стал нерабочим днем в СССР и с тех пор приобретает привычный всем нам формат. Чем-то иногда похожий на старинную «бабью братчину», поскольку в некоторых отраслях формируются устойчиво женские коллективы. Хотя лучше, конечно, тем коллективам и семьям, где женщины в меньшинстве, – ради них большинство иногда соглашается даже на однодневное кухонное рабство. Мир на все это смотрит и удивляется – ведь так живут нормальные люди, редеющий в этом мире подвид человека.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре