Жертвы формализма

Почему нарушаются права коренных малочисленных народов

Жертвы формализма Почему нарушаются права коренных малочисленных народов

В минувшем году северяне по-прежнему испытывали трудности, связанные с предоставлением качественных государственных и муниципальных услуг. Вопросы пользования возобновляемыми природными ресурсами, лесного и земельного пользования, пастбищного оборота земель, хоть и находят частичное решение, по-прежнему остаются злободневными.

Топоры и олени

По оценке уполномоченного, до сих пор не все ладно с образованием территорий традиционного природопользования. Бюрократические проволочки в краевом правительстве тормозят решение этой проблемы.

Семен Пальчин привел примеры, когда на практике формальным исполнением приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации общины коренных малочисленных народов в Эвенкии принуждают отказаться от их земель.

– Сегодня все это выходит за рамки здравого смысла, – прокомментировал Семен Яковлевич. – Общины, которым уже выделены лесные участки в целях охотпользования, заставляют иметь соответствующее материально-техническое обеспечение для пожаротушения, в разы превышающее возможности муниципалитета. Вот, скажем, Суринда. Оленьи пастбища – около 2 тысяч оленей, около 300 человек населения – должны иметь 5 тысяч топоров, парк тракторов с плугами, мотопомпы, шланги и так далее.

Как и прежде, омбудсмен отметил низкую защищенность трудовых прав граждан, относящихся к коренным малочисленным народам. К нему также поступали вопросы, связанные с предоставлением качественных жилищно-коммунальных услуг, жилых помещений, переселением из ветхого и аварийного жилья.

Права общины

Семен Пальчин отметил, что нарушение прав коренных народов происходит в силу несовершенства законодательства и безграмотной правоприменительной практики. Один из примеров, который приводится в докладе, касается родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Олдомон». Территория ее исконного проживания и хозяйственной деятельности – поселок Советская Речка Туруханского района. Там она ловит рыбу, охотится, собирает дикоросы, да еще сохраняет единственное в районе поголовье северных домашних оленей – около 800 голов. В деятельности общины принимают участие около 60 эвенков.

В 2013 году территория традиционной хозяйственной деятельности общины была поставлена на государственный кадастровый учет. Однако из-за решения Туруханского районного совета депутатов «Олдомон» не смогла подписать договор аренды земельного участка с администрацией района. Туруханский райсовет установил такие размеры коэффициентов, используемых для расчета арендной платы, что ежегодный ее размер для общины «Олдомон» составил почти 140 млн рублей за 850 тыс. гектаров, расположенных в зоне лесотундры и тундры.

Действия органов власти, нарушающие права общины, были признаны незаконными. Все решения суда были приняты в пользу общины. Но администрация Туруханского района, по словам Семена Пальчина, откровенно игнорирует судебные решения.

– Возможно, это связано с интересами «Ванкорнефти», – предположил уполномоченный, – но я полагаю, что если бы генеральный директор Аркадий Владимирович Кузнецов сел с главой района за стол и пригласил общину, то думаю, что без всяких финансовых затрат, простым человеческим вниманием и пониманием они могли бы снять все вопросы. И я сегодня говорил бы с гордостью, что выработана модель взаимодействия недропользователя и органа местного самоуправления. И это было бы флагом гордости не только Красноярского края, но и всей России.

Семен Пальчин сообщил о не всегда обдуманных действиях молодых нефтяных компаний, не имеющих практики конструктивного общения с коренным населением. Уполномоченный поддерживает позицию общественной организации – Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра, которая считает, что строительство нефтяного терминала «Таналау» угрожает водным и биологическим ресурсам в устье реки Енисей.

Где системная работа?

Парламентарии посчитали очень важной поднятую в докладе тему взаимоотношений финансово-промышленных групп, органов местного самоуправления и общин коренных народов.

Виктор Кардашов поинтересовался, какие из повторяющихся из года в год вопросов удалось снять с повестки дня и как организована подготовка новых кадров для национальных образований. Что касается темы подготовки кадров, то эта тема обсуждалась на недавнем заседании комитета по делам Севера. Она стоит очень остро. По мнению уполномоченного, кадры нужно выявлять, обучать, помогать им с общежитием, со стипендией, воспитывать их так, как это было при социализме.

– Сегодня, к сожалению, такой системной работы нет, – отметил Семен Яковлевич.

Из положительных итогов уполномоченный назвал несколько моментов:

– Сегодня все понимают, что на Севере нужно строить. Многое делается в области образования: кочевые школы, языковые гнезда. Сегодня энцев осталось всего сто человек, но десять ребятишек говорят на исчезающем энском языке. Удалось принять закон об особом статусе территорий. Предусмотрено создание совета при губернаторе. Это тоже неплохой механизм, когда власти советуются с представителями коренных народов.

Владислав Зырянов напомнил докладчику о том, что наш край славился глубочайшей интеграцией Севера и Юга, и поинтересовался его мнением о необходимости возобновления прямого авиасообщения между северными и южными районами края хотя бы в летнее время. Уполномоченный поддержал идею депутата наладить регулярные рейсы из Заполярья, к примеру, в Шушенское:

– Транспорт – это кровеносные сосуды любой экономики! Это надо развивать.

«Нас не слышат»

Еще одна тема – возобновление радиовещания на Севере – прозвучала в выступлениях сразу нескольких депутатов. Уполномоченный в своем докладе упомянул, что в наших северных районах на русском языке приемники могут поймать только иностранные радиостанции. А соседи в Якутии недавно наладили радиовещание для своей территории. Валерий Вэнго рассказал, что об отсутствии радиовещания уже писали в правительство, но в ответ – только отписки:

– Нас не слышат, не хотят вникнуть в суть проблемы.

Председатель профильного комитета Анатолий Амосов предложил:

– По поводу связи в Эвенкии надо просить правительство, губернатора о выделении средств. Якуты сделали это у себя, но у нас нужны очень серьезные в сегодняшней ситуации деньги – 800–900 млн рублей. Нужно хотя бы поэтапно находить средства, потому что без связи очень сложно.

Коллегу поддержал Владимир Рейнгардт:

– Сегодня северные народы – охотники, оленеводы – не могут даже погоду узнать. Это безобразие – жить в XXI веке без радио. Это очень серьезный вопрос, я бы просил его рассмотреть и решить на уровне Законодательного собрания, правительства края. Здесь надо потратить любые деньги и сделать так, чтобы мы решили эту проблему.

Вопросы докладчику также задали Петр Медведев, Николай Фокин, Владимир Демидов, Павел Черепанов, Олег Пащенко и другие депутаты. Анатолий Амосов напомнил, что в 2006 году на программу поддержки КМН в крае выделялось 7 млн 600 тыс. рублей. Сегодня объем финансирования этой программы на три года – 1,2 млрд. Ежегодно 420 млн рублей предусмотрено на 16 тыс. человек из числа коренного населения, проживающего в крае.

В завершение сессия приняла постановление Законодательного собрания по докладу уполномоченного, где отражены основные проблемы северян и даны рекомендации правительству края по их решению.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание